ЕБС, запущенная ЦБ в июле 2018 года, позволяет россиянам открыть счет в банке без посещения офиса, если в базе хранятся слепки лица и голоса человека. Скоро систему можно будет использовать не только для установления личности будущего клиента организации, но и для подтверждения уже существующего клиента, сообщили «Известиям» в «Ростелекоме», который выступает оператором ЕБС. В компании подчеркнули, что такой сервис сможет использоваться в том числе в ритейле для дополнительной защиты при авторизации на сайтах.
Запуск новых сервисов с использованием ЕБС будет возможен после принятия законопроекта, расширяющего сферы применения биометрии из единой базы. Сейчас идут согласительные процедуры по его доработке ко второму чтению, заявил «Известиям» глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. Ранее «Известия» писали, что принять документ планируется до конца 2020 года.
По словам депутата, использование ЕБС может распространяться на все сферы жизни, не обязательно связанные с финансами. Анатолий Аксаков подчеркнул, что сначала система должна быть отработана, необходимо набрать опыт использования, чтобы учесть все риски ее применения.
Онлайн-сервис услуг YouDo будет рассматривать подключение продукта с использованием биометрии, заявил «Известиям» его сооснователь Денис Кутергин. Он подчеркнул, что уже сейчас сервис проводит идентификацию паспортных данных исполнителей.
— Новая система идентификации будет востребована на рынке. Дополнительная биометрическая проверка позволит минимизировать возможное мошенничество или нарушение внутренних правил сервиса, например передачу аккаунтов одних зарегистрированных пользователей другим, — отметил Денис Кутергин.
Возможность подтверждать личность пользователей по биометрии рассматривает и Profi.ru, сообщил «Известиям» заместитель гендиректора портала Алексей Няненко. Однако он подчеркнул, что сданная биометрия специалистов не улучшает качество оказываемых ими в реальности услуг. При этом для клиентов преимущества нет, поскольку их идентификацию сервис не проводит, а для аутентификации при входе на сайт технология избыточна, считает Алексей Няненко.
С ростом популярности онлайн-платформ вырос и интерес мошенников к ним, признался представитель «Авито». Он добавил, что биометрия как один из способов подтверждения личности пользователей способна стать эффективным способом верификации и одним из инструментов борьбы с мошенниками, которые по очевидным причинам стремятся скрывать свои личные данные.
Сочетание биометрической верификации с другими способами — например, с идентификацией по паспорту — может стать подтверждением надежности профиля продавца, покупателя или исполнителя услуг, считают в «Авито». При этом важно оставить клиентам платформы возможность выбора предоставляемых данных.
Сервис частных объявлений «Юла» в соответствии с внутренней политикой не рассказывает о планах по запуску сервисов, сообщил его представитель, подчеркнув, что тема дополнительных возможностей для подтверждений профиля интересна сервису. «Юла» уже предоставила возможность подтверждать профиль с помощью аккаунта во «ВКонтакте», сообщили в компании.
В Wildberries «Известиям» рассказали, что аутентификация клиентов происходит на основе одноразовых паролей через СМС-сообщения и push-уведомления для мобильных приложений. О планах по внедрению биометрической проверки в компании не сообщили. Представители других крупных онлайн-магазинов не ответили на запросы «Известий».
Применение систем биометрической идентификации будет новым шагом в укреплении доверия пользователей к работе с онлайн-платформами и к цифровой среде в целом, уверен директор по направлению «Цифровое госуправление» организации «Цифровая экономика» Кирилл Емельянов. По его словам, поскольку этот вопрос особенно актуален, государство и бизнес ищут различные сценарии и инструменты защиты интересов сторон.
Сейчас Минцифры готовит эксперимент по использованию учетных данных портала госуслуг для идентификации своих пользователей агрегаторами, соцсетями и сайтами вакансий, напомнил Кирилл Емельянов. Он пояснил, что доверенная среда государства будет использоваться для защиты интересов пользователей при совершении различных сделок, таких как покупка и аренда недвижимости, приобретение товаров и услуг, а также при переговорах о трудоустройстве.
В Минцифры оперативно не ответили на запрос «Известий», планируется ли в перспективе использовать данные ЕБС для дополнительной идентификации пользователей онлайн-платформ.
Число мошенничеств с их использованием увеличивается: почти половина трафика может приходиться на «нелегитимных» юзеров и ботов, оценила менеджер по развитию бизнеса Kaspersky Fraud Prevention Екатерина Данилова. Она отметила, что компании уже анализируют пассивную биометрию — данные о движении мыши, скроллинг, свайпы — для выявления мошенников или вредоносных программ, завладевших аккаунтами клиентов. Использование активной биометрии позволит бороться со злоумышленниками, которые обманывают покупателей и продавцов, вынуждая перевести деньги или выманивая данные карты.
Клиенты сайтов-агрегаторов страдают от мошенников, которые оформляют на одного человека множество учетных записей — распространение таких аккаунтов позволит пресечь регистрация с использованием биометрии, например, при помощи сопоставления фотографии паспорта и селфи, считает гендиректор SafeTech Денис Калемберг. При этом, по предположениям эксперта, использование именно ЕБС может отпугнуть ритейлеров высокой стоимостью идентификации клиента через систему — 200 рублей за одно подтверждение.
Наталья Ильина