Forbes вернул себе имя. Издатель отсудил себе право на домен и компенсацию в 300 тысяч долларов

Московский арбитраж принял решение передать право на доменное имя forbes.ru Axel Springer Russia — издателю журнала Forbes в России. Предыдущему владельцу — туристической компании «Лэндмарк ВИП Сервис» — придется выплатить Axel Springer еще 300 тыс. долл. компенсации. Участники рынка считают размер компенсации беспрецедентным — эта сумма превышает самые крупные сделки по продаже доменов в зоне .ru за всю историю российского Интернета.

По решению Арбитражного суда города Москвы издательский дом «Аксель Шпрингер Раша» и Forbes Media получили право на использование домена forbes.ru, который принадлежал «Лэндмарк ВИП Сервис». Ранее Forbes Media подала иск против незаконного использования товарного знака в имени forbes.ru. В последние месяцы на этом сайте была размещена реклама туристических услуг. Суд в первой инстанции запретил «Лэндмарк ВИП Сервис» использовать товарный знак в доменном имени и обязал выплатить истцу компенсацию в 300 тыс. долл.


Сумма компенсации значительно превышает стоимость доменов в зоне .ru в премиальном сегменте, которая исчисляется десятками тысяч долларов за домен на вторичном рынке, говорит пресс-секретарь Ru-Center Андрей Воробьев. Самой дорогой сделкой по покупке домена стало имя Casino.ru, за которое покупатель выложил 235 тыс. долл. Сумму компенсации г-н Воробьев оценивает как «беспрецедентно высокую». «Хорошо, что суд принял это решение. Однако сумма несопоставимо велика — столько прибыли «Лэндмарк ВИП Сервис» просто не могла получить за свое недолгое время пользования доменом», — говорит Андрей Воробьев. По его оценкам, адекватная сумма компенсации должна исчисляться «десятками тысяч долларов».


«Суд обосновывает свое решение тем, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникает вероятность смешения», — говорится в сообщении Axel Springer Russia.


Нюанс этого дела в том, что Forbes и «Лэндмарк ВИП Сервис» работают в разных сферах, а закон предусматривает недопущение случаев, если торговые марки смешиваются при одинаковых видах деятельности. «Однако здесь, возможно, смешение произошло в рекламной сфере, когда велась рекламная деятельность с использованием доменного имени: могла быть прямая реклама, например на щитах, или выпуск различных буклетов, брошюр», — рассуждает юрист московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Василий Моисеев.


После обжалования запрет на использование доменного имени для «Лэндмарк ВИП Сервис» скорее всего останется в силе. А вот некоторые шансы на пересмотр суммы компенсации у компании есть. В среднем исковые требования по компенсациям для компании среднего размера составляют около 500 тыс. руб. На практике истцу удается добиться компенсации в 100—200 тыс. руб. «Но с Forbes может быть особая ситуация, ведь у издания много читателей, и это в основном хорошо обеспеченная аудитория. Поэтому здесь речь может идти о более значительных убытках», — добавляет г-н Моисеев.


«Аксель Шпрингер Раша» издает русскую версию журнала Forbes по лицензии американской компании Forbes Media LLC c 2004 года, а также «Русский Newsweek», ComputerBild и OK!. 9 ноября 2009 года компания запустила русскоязычный интернет-проект на домене forbesrussia.ru, так как договориться с владельцем домена forbes.ru «Лэндмарк ВИП Сервис» не удалось.


Александр Дементьев

Тематики: Web

Ключевые слова: веб-сайт