Глава Фонда исследования проблем демократии, зампред комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Максим Григорьев обратился в Генпрокуратуру с просьбой пресечь распространение пропагандистских каналов ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России) в Telegram. Как пояснил «Известиям» Григорьев, в мессенджере беспрепятственно распространяются рецепты изготовления взрывчатки, пособия по диверсионной работе, в то время как руководство Telegram принимать меры по предотвращению распространения этой информации отказывается.
По информации «Известий», аналогичный запрос — только в Роскомнадзор — направил глава «МедиаГвардии» МГЕР («Молодая гвардия «Единой России») Кирилл Гринченко, отмечающий, что за последнее время с соцсетях было зафиксировано около 200 аккаунтов, на которых идет пропаганда деятельности террористических организаций. Эксперты считают, что если соцсети хотят работать в России, то они сделают всё возможное, чтобы пресечь пропаганду со стороны террористов.
— Наш фонд неоднократно выявлял в Telegram террористические каналы. В них не только ведется пропаганда терроризма, но и распространяются инструкции по изготовлению взрывчатых веществ, пособия по ведению диверсионной работы, — рассказал «Известиям» Максим Григорьев.
По его словам, пока запросы на закрытие этих каналов остаются без ответа.
Отметим, что ранее глава Фонда исследования проблем демократии направил обращение по соцсети «ВКонтакте», где фондом было зафиксировано около 100 видеозаписей с экстремистскими материалами.
Аналогичное обращение, по словам собеседника «Известий» из МГЕР, на днях было направлено в Роскомнадзор.
— В конце прошлого года федеральный проект «МедиаГвардия» запустил горячую антитеррористическую линию («стоп-террор.рф»), на которую на данный момент было прислано более тысячи ссылок с подозрительными террористическими и экстремистскими ресурсами и профилями в социальных сетях. По итогу специалисты проекта отобрали около 200 ссылок. Мы подготовили письмо в Роскомнадзор, — заявил глава «МедиаГвардии» Кирилл Гринченко, отметив, что также открыт специальный электронный канал связи с ведомством для более оперативного взаимодействия.
По его словам, обнаруженные ссылки в основном на группы и профили в соцсетях террористического и экстремистского толка, большинство из которых зафиксированы во «ВКонтакте», порядка 10 ссылок — на Telegram. Как отмечает Гринченко, в данных группах размещены пропагандистские видеоматериалы и записи запрещенных в России террористических и экстремистских организаций.
Отметим, что в конце прошлого года первый заместитель главы конституционного комитета Госдумы Александр Агеев обращался к главе ФСБ Александру Бортникову с просьбой рассмотреть возможность ограничения доступа российских пользователей к мессенджеру Telegram. Как заявил депутат, Telegram активно используется террористами для распространения экстремистского контента, а также вербовки граждан России в свои ряды.
На своей странице во «ВКонтакте» Павел Дуров отреагировал на заявление Агеева шутливо: «Предлагаю запретить слова. Есть информация, что с их помощью общаются террористы».
Однако «Известиям» в Telegram заявили, что готовы работать с любыми обращениями.
— Если эти каналы и правда «экстремистские», на них нужно жаловаться, после таких обращений их блокируют. При этом не имеет значения, жалуется прокуратура или школьник. Отправлять можно на abuse@telegram.org или кнопкой report, — пояснили в руководстве Telegram.
Эксперты объясняют, что если Telegram не примет меры, то по российскому законодательству после проверки Генпрокуратуры мессенджер может быть заблокирован Роскомнадзором. По закону в реестр сайтов с запрещенной информацией надзорное ведомство вносит прямую ссылку (URL), доменное имя или IP-адрес сайта.
Основатель 4talk Сергей Кравцов объяснил, что в мессенджере нет такого понятия, как URL, поэтому Роскомнадзору придется блокировать все IP-адреса, по которым работает Telegram, в случае если Павел Дуров откажется удалить противозаконные каналы.
— В арабских странах Telegram был заблокирован, и после этого Дуров удалил контент, к которому были претензии. Но он пошел навстречу властям, так как там много трафика для его мессенджера. Ему надо было либо всё потерять, либо пойти навстречу государству, — говорит Кравцов. — Если Telegram по требованию прокуратуры откажется блокировать противозаконный контент, то это сделает государство. Это безопасность граждан страны. И не важно, кто владелец мессенджера. Если будет блокировка в России, то Дуров, безусловно, на этом сначала попиарится и будет кричать, что в России цензура. Но если ему наш рынок дорог, то он впоследствии всё равно удалит каналы с экстремистским контентом.
— В Генпрокуратуру запрос пока не поступил, после получения документа он будет рассмотрен в установленном порядке, — заявил официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной.
— Противозаконный контент, безусловно, должен быть запрещен, а пользователи, которые его создают, должны быть не просто заблокированы, а наказаны. И более того, если владелец социальных сетей не информирует о таком контенте правоохранительные органы, то он становится укрывателем террористов и тоже должен понести наказание, которое предусмотрено российским законодательством, — пояснил «Известиям» полковник запаса ФСБ России Александр Вощинин, поддержавший действия Общественной палаты и «Молодой гвардии».
Наталья Башлыкова, Владимир Зыков