Сбои в работе домашнего интернета, с которыми сталкиваются граждане, можно будет устранять более оперативно. Крупные российские операторы связи рассматривают возможности внедрения мониторингового ПО, позволяющего узнавать о таких проблемах, не дожидаясь звонка от недовольного клиента в call-центр. Гражданам предложат установить на свои устройства приложение –– оно будет следить за скоростью доступа в интернет, задержками передачи данных и другими параметрами соединения и передавать их провайдеру. Потенциальный интерес к внедрению этого решения выразил «Ростелеком», рассказал «Известиям» его представитель. Эксперты отмечают, что такого рода приложения могут передавать компаниям и разработчикам важные пользовательские данные.
Приложение Megabitus, измеряющее качество связи, можно будет скачать на ПК и мобильные устройства с начала 2020 года, рассказал «Известиям» гендиректор компании-разработчика Telecom Daily Денис Кусков. В отличие от известного SpeedTest американской Ookla или сервиса «Яндекс. Интернетометр», эта программа способна не только измерять скорость доступа в интернет, но и время задержки передачи данных (пинга), коэффициент неуспешных соединений и прочее, рассказывает он. К тому же информация, если разрешит пользователь, будет передаваться провайдеру. А тот, руководствуясь ею, сделает вывод о качестве обслуживания.
По словам Дениса Кускова, сейчас переговоры о внедрении мониторингового ПО ведутся с крупными российскими операторами связи. Конкретные компании он не назвал. Одна из них –– госоператор «Ростелеком», рассказал «Известиям» источник, близкий к одному из организаторов проекта. Конкретных договоренностей пока нет, но потенциально решение интересно «Ростелекому», сказал его представитель Валерий Костарев. В условиях насыщения рынка роль качества обслуживания повышается, отметил он.
По мнению представителя «Ростелекома», такой инструмент мог бы стать дополнительным и независимым от оператора источником данных о том, как работает услуга, уже непосредственно в месте её получения. Эти данные могут быть использованы для проактивного взаимодействия с абонентом. Если, например, будет зафиксировано, что скорость передачи данных на устройстве пользователя отличается от тарифного плана, значит, появляется повод разобраться — может быть, нужно заменить роутер на более мощный, протестировать линию или устройство клиента, объяснил Валерий Костарев.
Разработчики объясняют, что приложение рассчитано, в первую очередь, на операторов и пользователей домашнего проводного интернета и WiFi.
–– Например, если абонент подписан на тариф со скоростью доступа 100 Мбит/с, а реальная скорость всего 5 Гбит/с, на это будет реагировать получающая данные из клиентских приложений автоматика. В ответ провайдер может протестировать и настроить свое оборудование. Если всё работает нормально, сотрудник контакт-центра перезвонит абоненту и поинтересуется, не испытывает ли он проблем, достаточно ли скорости для всех используемых дома гаджетов и не нужен ли ему более скоростной канал, — описал Денис Кусков алгоритм работы софта.
То есть самому дозваниваться в контакт-центр и объяснять сотрудникам оператора суть проблемы не придется, надеется он.
По мнению гендиректора аналитического агентства «Рустелеком» Юрия Брюквина, протестировавшего приложение, оно отличается от многих других тем, что адресовано и операторам, и конечным пользователям.
Но у таких программ могут быть и подводные камни. Теоретически они могут передавать разработчикам и операторам, например, геолокационные данные и информацию из некоторых разделов телефона или с ПК, рассуждает представитель компании «Доктор Веб» Максим Якушев. Делают они это или нет, зависит от настроек, которые разрешит пользователь, отмечает он. Всё будет зависеть от разработчиков приложения и их желания получить такие данные, отмечает эксперт. Пользователь, в свою очередь, не всегда обращает внимание на передачу такого рода разрешений и чаще всего предоставляет их сам, говорит Максим Якушев.
Денис Кусков исключает такую возможность. По его словам, приложение не передает компании и третьим лицам персональные данные абонентов. Передаются только технические параметры, если абонент дал на то свое согласие, подчеркивает он.
По данным компании «ТМТ консалтинг», на конец II квартала 2019 года в России было 33,3 млн подключенных к интернету домохозяйств. За год их количество выросло всего на 1,8% –– в основном, за счет новостроек и подключений домов в отдаленных населенных пунктах, говорит гендиректор компании Константин Анкилов. Слабые темпы роста базы пользователей он объясняет насыщением рынка: в РФ к интернету уже подключено 60% квартир и частных домов. В таких условиях качество связи становится важнейшим конкурентным преимуществом, ведь цены на домашний интернет в России относительно невелики, отмечает эксперт. Низкие скорости, долгое время загрузки веб-страниц, зависания в воспроизведении видео могут обернуться оттоком абонентов, предупреждает эксперт.
Группе МТС важна любая обратная связь от пользователей и новая разработка –– еще один такой канал, который лишним быть не может, считает коммерческий директор МТС в московском регионе Алексей Назаров. Качество продукта –– важнейший параметр, который позволяет не только сохранять базу, но и наращивать ее, несмотря на сверхплотный рынок Москвы, отмечает он.
«Билайн» для контроля скорости и качества интернета использует специальную платформу, которая удаленно анализирует активность в сети и позволяет в режиме онлайн проводить тестирование и устранять неполадки в короткие сроки, говорит представитель «Вымпелкома».
90% проблем с доступом возникает на стороне абонента, отмечает руководитель проекта Content Review Сергей Половников. Устаревшее оборудование, самостоятельная настройка доступа, некорректная работа софта, перегруженность WiFi –– всё это причины падения скорости доступа. Диагностировать и решить эти проблемы в большинстве случаев оператор просто не может с помощью софтверного мониторинга и во многих случаях требуется получение дополнительной информации, добавляет эксперт.
Валерий Кодачигов