Минцифры разработало законопроект, вносящий изменения в федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и федеральный закон "О техническом регулировании"; документ, в частности, определяет понятия "государственная информационная система" (ГИС) и "жизненный цикл ГИС".
Согласно документу Государственная информационная система – информационная система, созданная в соответствии с настоящим федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъектов РФ, в базах данных которой содержится документированная информация и (или) иные сведения, получаемые или формируемые федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами субъектов РФ, государственными организациями в связи с осуществлением ими полномочий по предоставлению государственных или муниципальных услуг (исполнению государственных или муниципальных функций), предусмотренных нормативными правовыми актами, а также иными организациями, на которые возложено осуществление функций по получению или формированию соответствующей информации и (или) сведений законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Жизненный цикл информационной системы – совокупность взаимосвязанных процессов, объединяемых в этапы, изменения состояния информационной системы от принятия решения о ее создании, формирования исходных требований к ней и до окончания ее эксплуатации (вывода из эксплуатации).
Представитель пресс-службы Минцифры рассказал корреспонденту ComNews, что совершенствование законодательства представляется важным и практическим шагом на пути к решению существующих задач, направленных на развитие цифровой среды и цифровой трансформации системы государственного и муниципального управления. "Предложенные изменения касаются конкретизации правового режима ГИС, предполагается распространение требований, установленных для ГИС, на иные информационные системы, осуществляющие обработку информации, обладателями которой являются государственные органы. Кроме того, изменения позволят применять государственные и международные стандарты в сфере информационно-коммуникационных технологий при создании и эксплуатации ГИС. Законопроектом закладываются механизмы для осуществления последующего контроля за исполнением требований к государственным информационным системам и принятия мер в случае выявления нарушений требований к информационным системам", - прокомментировала пресс-служба Минцифры.
Законопроект устанавливает, что ГИС могут создаваться и (или) эксплуатироваться федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами субъектов РФ, а также органами местного самоуправления – для исполнения ими полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Владелец IT-legal компании "Катков и партнеры" Павел Катков назвал этот законопроект институциональным. "Он не вводит санкций, не создает новых процедур, но приводит в порядок терминологическую базу, а это очень важно для нормального функционирования любого правового института, - пояснил он. - Что касается причин, побудивших Минцифры сделать это именно сейчас, то, полагаю, это связано с растущим количеством государственных информационных систем (ГИС) и связанной с ними ИТ-инфраструктуры. Сегодня государство стремится оказывать госуслуги в самых разных областях, в том числе там, где его раньше не было. Ярким примером последнего является недавняя инициатива Правительства об участии государства в разрешении споров по жалобам потребителей. А раз появляется такое широкое поле для применения ГИС и их аналогов - то это уже рынок, и он требует системного правового регулирования, в том числе создания терминологического аппарата, на который будет опираться этот институт".
Преподаватель Moscow Digital School Олег Блинов отметил, что законопроект имеет две цели: первая - дать государству право устанавливать применимые к государственным системам российские и международные стандарты, вторая - распространить требования и стандарты не только на государственные системы, но и на частные системы, которые по договору обрабатывают государственные данные. "Это изменение можно считать положительным, потому что закрывает лазейку, согласно которой государственные системы на аутсорсинге выпадали за пределы установленных стандартов. В конечном итоге, эффект для граждан зависит от выбранных государством стандартов, насколько они актуально отвечают современному профилю угроз. Стоит обратить внимание, что согласно буквальному толкованию текста, государственные стандарты применяются к подрядчикам на аутсорсе автоматически. Иными словами, возможны ситуации, когда подрядчик не знает о применимых стандартах, но подпадает под них в силу наличия договора с государством. В случае нарушения таких требований владелец системы может понести ответственность согласно КоАП в размере до 20 тыс. руб., а также получить предписание о прекращении нарушения", - рассказал Олег Блинов.
Руководитель практики юридической компании "Интерцессия" Кирилл Стус считает, что предложение законопроекта - ожидаемо. "В рамках программы "Цифровая экономика" российские государственные органы стараются активно цифровизировать осуществляемые процессы и уйти в онлайн, упростить взаимодействие с гражданами, сделать его понятным каждому. В этих целях могут создаваться и уже создаются государственные информационные системы, например ГИС ЖКХ, - говорит Кирилл Стус. - Законопроект нужен для установления федерального правового регулирования создаваемым и планируемым к созданию в будущем государственным информационным системам. Предложенное понятие ГИС является отражением смысла, который законодатель закладывает в создаваемые в целях осуществления деятельности органами государственной власти информационные системы. Действительное воздействие законопроекта на деятельность государства в области цифровизации можно будет установить лишь после принятия закона и создания все большего количества государственных информационных систем".
Отметим, что работа по приведение ГИС в нормативное поле ведется активно в последнее время. В частности, Президиум правкомиссии по цифровому развитию получил полномочия утверждать методические рекомендации по составу, структуре и содержанию организационного, методического, технического, математического, программного, информационного, документационного, правового и иных видов обеспечения государственных информационных систем на соответствующих этапах их создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации, а также дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации. Об этом сказано в опубликованном на днях постановлении правительства РФ от 24 июля 2021 г. №1260. Разработать эти методические рекомендации поручено Минцифры.
Юлия Мельникова