О начале стратегического сотрудничества сообщили на брифинге и.о. генерального директора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Андрей Калиновский и генеральный конструктор ГКС Николай Севастьянов, а также официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков.
В рамках стратегического соглашения стороны уже подписали контракт на запуск спутника "Ямал-601" в 2018 г. при помощи ракеты-носителя "Протон-М". Николай Севастьянов не уточнил стоимость этого контракта, сославшись на коммерческую тайну. Он добавил, что до 2020 г. ГКС планирует запустить также космический аппарат "Ямал-501". С 2020 по 2030 г. наступит время восполнения орбитальной группировки, и ГКС намерен вывести на орбиту еще около четырех спутников связи, сказал он.
Андрей Калиновский сделал акцент на том, что соглашение с ГКС - долгосрочное. "Поэтому мы смогли подготовить целый пакет коммерческих преференций, которые уже реализованы в контракте на запуск "Ямала-601". В их числе - цена на пуски, приоритетность в пусках перед остальными предприятиями, выбор времени пуска. Стратегический партнер имеет целый набор преференций, в отличие от других компаний, которые подписали с нами разовый контракт", - уточнил Андрей Калиновский.
По его словам, ГКНПЦ также предоставил специалистам из ГКС возможность контролировать почти все этапы сборки ракеты-носителя, включая качество изготовления комплектующих. Многие компании не имеют такого доступа к ходу производства, подчеркнул он. ГКС будет проверять качество только тех ракет, на которых будут запускаться космические аппараты компании, уточнил Николай Севастьянов. "Это очень важно при страховании спутников, так как страховые компании хотят знать, что заказчик следит за качеством. Поэтому мы допущены до контроля процесса создания ракеты", - сказал он.
Стратегическое соглашение с ГКС - единственное в своем роде, заключенное ГКНПЦ, отметил представитель пресс-службы производственного предприятия. Это первое стратегическое соглашение и для ГКС, говорит Николай Севастьянов. "Оно появилось не просто так, - пояснил он. - У нас есть опыт совместной работы с ГКНПЦ в течение 15 лет".
Напомним, 6 сентября 1999 г. с помощью ракеты-носителя "Протон" на геостационарную орбиту был выведен спутник "Ямал-100". Всего в интересах ГКС было осущестлено пять пусков "Протона". В ноябре 2003 г. состоялся запуск спутников "Ямал-201" и "Ямал-202", в ноябре 2012 г. на орбиту был выведен спутник "Ямал-300К", в декабре 2012 г. был запущен "Ямал-402", а в декабре 2014 г. произведен запуск спутника "Ямал-401".
При этом пуски спутников "Ямал" серий 100, 200 и 300 обеспечивал ГКНПЦ, а за вывод на орбиту аппаратов "Ямал-402" и "Ямал-401" отвечала уже его американская "дочка" - International Launch Services Inc. (ILS). Формально ILS имеет эксклюзивные права на коммерческие запуски "Протона", что и дало ГКНПЦ основания переадресовать ГКС к этой фирме, зарегистрированной в штате Делавер. "Ситуация была абсурдная: российский спутниковый оператор заказывал запуск спутника на российской ракете с российского космодрома, по почему-то был вынужден платить за пусковые услуги зарубежной фирме и в долларах, - говорит партнер исследовательского агентства ComNews Research Леонид Коник. – Мало того, при запусках "Ямалов" 402 и 401 ГКС был вынужден оформлять экспортный контракт, хотя ракета не покидала российской территории". После обвала курса рубля в 2014 г. долларовые платежи за пуски на российском "Протоне" вообще стали бы кабальными для ГКС, добавляет Леонид Коник. Новое соглашение с ГКНПЦ позволит ГКС устранить валютные риски при оплате пусковых услуг в будущем.
Другой российский спутниковый оператор, ФГУП "Космическая связь" (ГПКС), тоже давно и тесно взаимодействует с ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, о чем напомнил представитель пресс-службы ГПКС. "В дальнейшем мы планируем развивать наше сотрудничество с ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация" (ОРКК) и ключевыми предприятиями, входящими в него", - добавил он.
Роскосмос приветствует соглашение ГКНПЦ и ГКС, заявил официальный представитель ведомства Игорь Буренков. "Вы знаете ситуацию, в которой находится Центр им. Хруничева. Она сейчас исправляется, и подобные контракты чрезвычайно важны для предприятия. Поддержание "на плаву" при помощи таких больших заказов и долгосрочных планов - это чрезвычайно необходимая вещь для его нормального функционирования и дальнейшего развития", - сказал он.
По мнению Игоря Буренкова, соглашение с ГКС - доказательство того, что у ГКНПЦ есть перспективы. "Наше стратегическое партнерство свидетельствует, что преобразования в Центре им. Хруничева идут в правильном направлении", - подчеркнул и Андрей Калиновский. Он отметил, что на предприятии сокращаются издержки, повышается производительность труда. "Мы сделали инвестиции в 500 млн руб. в систему менеджмента качества. Кроме того, идет сокращение текучки среди профессионалов: конструкторов, рабочих, специалистов всех уровней. Работы ведутся по всем направлениям", - добавил он.
Как сообщал ComNews ранее, весной 2014 г. по поручению правительства Роскосмос и ОРКК начали разрабатывать комплексную программу стратегических преобразований в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, чтобы сделать предприятие конкурентоспособным. Осенью Андрей Калиновский сетовал, что 60% оборудования в ГКНПЦ морально и физически изношено, а остальные 40% оборудования находятся в строю более 10 лет, что увеличивает срок выпуска отдельных компонентов. Кроме того, у предприятия образовались убытки и крупные долги перед поставщиками. 11 сентября 2014 г. Наблюдательный совет ОРКК одобрил программу финансового оздоровления ГКНПЦ, разработанную ОРКК.
12 января 2015 г. ВЭБ в результате сделки с ОРКК получил права на использование с 2017–2018 гг. около 100 га земли в Филевской пойме, где располагается ракетно-космический завод ГКНПЦ, предоставив предприятию взамен кредит на 37 млрд руб.
Елизавета Титаренко