Соответствующий иск ГКС подал в Арбитражный суд Московской области 22 декабря 2015 г. 23 декабря суд принял его к производству, следует из материалов картотеки "Электронное правосудие". Собеседование со сторонами и предварительное судебное заседание назначено на 10 февраля 2016 г. В документах суда не указано, в чем конкретно состоит предмет иска.
Представитель ГКС воздержался от комментариев, сославшись на конфиденциальность. Аналогично поступил и представитель ИСС.
Тем временем источник ComNews в космической отрасли предположил, что, скорее всего, иск был подан в связи с задержкой при создании спутника "Ямал-401". Руководитель ГК AltegroSky Сергей Пехтерев также отметил, что, вероятнее всего, иск связан с задержкой запуска либо "Ямала-300К", либо "Ямала-401". "Так как "Ямал-401" гораздо мощнее, чем "Ямал-300К", и задержка с запуском была около года, то потери ГКС в данном случае были весьма существенны, что и могло стать причиной подачи иска к ИСС им. Решетнева", - рассуждает он.
Изначально, в 2009 г., контракт на изготовление спутника "Ямал-401" был подписан ГКС с французской компанией Thales Alenia Space (TAS). Она в качестве генерального подрядчика должна была отвечать за проектирование, создание, тестирование и поставку на условиях "под ключ", а запустить аппарат планировалось в 2011 г. Однако в процессе одобрения контракта ГКС, ИСС, Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и TAS изменили некоторые пункты договора, увеличив доли работ российской кооперации.
В итоге этот космический аппарат был собран и испытан на заводе компании ИСС, при его производстве использовалась полезная нагрузка, поставленная TAS. Как следует из сообщения на сайте ИСС, контракт на создание "Ямала-401" вступил в силу 1 июня 2010 г., а запуск спутника был запланирован на конец 2013 г.
Однако позже запуск был несколько раз перенесен: вначале на первую половину 2014 г., позже на сентябрь, а потом на декабрь 2014 г. Запуск спутника был произведен 15 декабря 2014 г., то есть задержка составила как минимум год. В январе "Ямал-401" был введен в коммерческую эксплуатацию.
Сейчас спутник работает в орбитальной позиции 90° в.д., на его борту установлено 53 физических транспондера, 17 из которых функционируют в С-диапазоне, 36 - в Ku-диапазоне. Срок его службы - 15 лет. Спутник полностью ориентирован на рынок России и СНГ: он охватывает 95% территории нашей страны.
В июле 2014 г. похожий иск на ИСС подало ФГУП "Космическая связь" (ГПКС). Как следовало из материалов дела, оно требовало взыскать с ИСС задолженность в размере 262,7 млн руб. из-за просрочки так называемой первой фазы работ - в проектировании, разработке, изготовлении и наземных испытаниях спутника "Экспресс-АМ5". Суд отказал ГПКС в этом иске, установив отсутствие вины ИСС в нарушении сроков сдачи работы, так как договор между предприятиями был подписан 12 августа 2009 г., однако техническое задание ГПКС утвердило только 25 января 2010 г., а без него ИСС просто не мог приступить к началу работ. Более того, как говорится в решении суда, договор на поставку ретрансляторов с компанией Macdonald, Detwiller and Associaties (MDA) вступил в силу только 1 февраля 2010 г., что и стало датой начала работ по договору. Согласно договору, ГПКС должно было поставить в ИСС несколько комплектов бортовой аппаратуры командно-измерительной системы (БА КИС), однако поставило их с задержкой от 235 дней до 421 дня.
В результате суд постановил, что "просрочка ответчика (подрядчика) с учетом просрочки поставки оборудования (БА КИС) истцом (заказчиком) отсутствует". В свою очередь "Космическая связь" в конце декабря 2015 г. подала апелляцию на это решение в Девятый Арбитражный апелляционный суд.
Елизавета Титаренко