В своем первом интервью гендиректор соцсети «Одноклассники» Антон Федчин, назначенный на эту должность в конце прошлого года, рассказал «Известиям», как изменится соцсеть в условиях, когда интернет становится мобильным, а российское «антипиратское законодательство» ужесточается. И чем живые модераторы лучше автоматического поиска контрафакта.
— В конце прошлого года вы заняли пост гендиректора «Одноклассников» вместо Ильи Широкова. Поменялась ли стратегия компании?
— Мы с Ильей работали вместе и хорошо понимали друг друга. Поэтому кардинальных изменений не будет. Могу, впрочем, сказать, что мы сделаем акцент на мобильном интернете. Люди переходят на мобильные платформы, чтобы потреблять и генерить контент, — это уже не тренд, а данность. Уже даже есть регионы, где люди начинают знакомство с интернетом через мобильные телефоны, стоимость которых сейчас в разы меньше, чем цена компьютеров. Мобильный интернет проще получить, чем проводной. К тому же, людям пожилого возраста легче освоить планшет — интерфейс у него понятнее, чем у компьютера.
— Вы говорите об акценте на мобильные устройства. У «Одноклассников» уже есть мобильное приложение, оно дублирует веб-версию ok.ru по функционалу. Между тем соцсети Facebook и «ВКонтакте» создают специализированные приложения, например месседжеры. Эта тенденция прослеживается не только в соцсетях. Например, онлайновый магазин и аукцион eBay создает отдельные приложения для разных категорий товаров, хоть есть и единое приложение. «Одноклассники» пойдут по пути такого сегментирования?
— Тенденция есть. Она обусловлена тем, что конкретному пользователю могут быть не нужны одновременно все функции. Мы проводим подобные эксперименты. Например, появилось отдельное приложение «модератор контента», где пользователи могут оценивать тот или контент на соответствие законодательству. На днях выйдет еще одно приложение — «конструктор подарков». Подарок — это картинка, выражающая какую-то эмоцию. Самые популярные подарки создают пользователи. Создание подарка всегда бесплатно, а за процесс дарения уже нужно платить деньги — эта простая схема описывает один из основных источников наших доходов.
— Выражение эмоций с помощью смайликов и стикеров, в том числе платных, — еще один тренд интернета. Несколько лет назад в интервью «Известиям» Илья Широков говорил, что хочет сделать все смайлики бесплатными. Но этого не произошло. Скажите, будут всё же смайлики бесплатными или нет.
— Об этом говорить пока рано. В данный момент мы активно экспериментируем и решаем, как быть дальше.
— В вашем приложении для iOS нет раздела музыки, хотя в Android оно с музыкой. У ваших коллег из «ВКонтакте» тоже были проблемы с Apple, но они договорились — пользователю для прослушивания доступна музыка, загруженная им самим, а записи друзей или групп открываются через iTunes, то есть их можно купить. Вы не обсуждали такого варианта?
— Мы не заинтересованы в музыке, если она будет «откручиваться» через iTunes. Поэтому такой вариант партнерства с Apple не обсуждали. Сейчас мы обсуждаем с ними условия, при которых музыкальный раздел снова станет доступным пользователям, и параллельного договариваемся с правообладателями.
— «Антипиратский закон», который сегодня касается только музыки, с 1 мая распространится на все виды контента. Не боитесь, что пострадаете от него? Ведь у правообладателей появится возможность навсегда закрывать сайты за два нарушения.
— Не боимся. Мы очень оперативно реагируем на жалобы правообладателей, если в соцсеть попадает нелицензионный контент. И что важно, у нас большой штат собственных модераторов.
— Есть ли у вас система наподобие Content ID, существующей в YouTube? Когда с произведения по просьбе правообладателя снимается «цифровой отпечаток», после чего автоматически удаляются все его копии на данной площадке и блокируются попытки повторной его загрузки.
— Такого у нас нет. Как уже говорилось выше, с правообладателями мы работаем по конкретным претензиям. Цель — обеспечить наличие в соцсети актуального и интересного контента, при этом соблюдая действующее законодательство.
— Почему работу по «очистке» прав на видео и договоренностям с правообладателями вы отдали на аутсорсинг компании PladForm, а не поручили это какому-то подразделению Mail.Ru Group?
— Наш бизнес — это технологии и продукты. Поэтому мы приняли решение, что задачами, связанными с защитой и агрегацией прав, должно заниматься третье лицо. Это разделение нас полностью устраивает.
— «Очистки» прав не требуется, если видео размещает сам автор. Не так давно вы запустили в разделе видео новую категорию — видеоблогеры.
— Сейчас это для вас самый выгодный формат, который мы только начали развивать. Подход достаточно традиционный: делимся с блогером доходом от рекламы, которая крутится перед началом его ролика. Параметры разделения дохода еще не устоялись.
— Не планируете вынести свой онлайн-кинотеатр в отдельное приложение?
— Скажу больше: такое решение уже принято. Приложение будет доступно как на планшетах, так и на смартфонах. Через него пользователь сможет посмотреть фильмы и телесериалы. При этом контент будет разбит на каналы с возможностью подписки на них. Тогда при появлении, например, новой серии фильма пользователю будет приходить уведомление об этом. Дату выхода приложения пока анонсировать не готовы.
Владимир Зыков