Визит в Оулу — пятый по величине город Финляндии — начался для Сергея Лаврова встречей с финским коллегой Тимо Сойни. Посетовав на падение товарооборота между РФ и Финляндией на фоне сложной экономической и политической ситуации, финский министр напомнил, что в его стране по-прежнему рады туристам из России. Сергей Лавров на итоговой пресс-конференции был более конкретен: он рассказал, что количество пересечений границы двух стран снизилось на 30%, а взаимный товарооборот в период с января по июль этого года упал на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Очевидно, что существенное влияние оказывают такие искусственные факторы, как введенная Евросоюзом политика санкций, наши вынужденные ответные меры и в целом общее состояние политических отношений между Россией и ЕС",— рассказал министр.
Господа Лавров и Сойни пришли к общему мнению, что настало время оживить двусторонние отношения. На встрече было принято решение о возобновлении работы двусторонней межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Сергей Лавров выразил надежду на то, что этот шаг позволит "исправить накопившийся негатив". Напомним, что Финляндия, как и многие страны ЕС, приостановила контакты с Москвой в таком формате после начала украинского кризиса.
После пресс-конференции Сергей Лавров отправился на ужин для представителей стран--участниц Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). Перед ними он — уже в отсутствие журналистов — произнес речь о задачах этого объединения. Как выяснил "Ъ", такое протокольное решение было принято специально, чтобы дать возможность российскому министру принять председательство, а затем успеть вылететь в Казахстан, где сегодня пройдет Совет глав МИДов стран СНГ. Остальные министры СБЕРа проведут совместные переговоры в Оулу сегодня — уже без участия Сергея Лаврова.
СБЕР был создан в 1993 году по инициативе тогдашнего главы МИД Норвегии Турвала Столтенберга, отца нынешнего главы НАТО Йенса Столтенберга. В отличие от других региональных организаций, таких как Арктический совет или Совет государств Балтийского моря, сотрудничество в рамках СБЕРа организовано на двух уровнях — межправительственном и межрегиональном.
На межправительственном уровне членами СБЕРа являются Россия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Исландия, а также Евросоюз. Ротационное председательство на этом уровне вчера перешло к Москве. В рамках СБЕРа также действует Баренцев региональный совет, куда входят 13 регионов РФ, Швеции, Норвегии и Финляндии — и на этом уровне, наоборот, российское председательство Архангельска истекло и перешло к финской провинции Кайнуу.
Работа в СБЕРе организована в рамках 15 рабочих групп по различным направлениям, включая транспорт, логистику, экономику, экологию, взаимодействие в сфере энергоэффективности, развитие туризма и молодежную политику, а также работу с коренными народами регионов. "Первый приоритет российского председательства — транспорт, другое ключевое направление — целенаправленная экологическая работа,— пояснил "Ъ" Юрий Никифоров, заместитель руководителя международного Баренцева секретариата.— Речь идет о ликвидации очагов загрязнения окружающей среды в Северо-Западном регионе РФ. Для этого был составлен список так называемых горячих точек, которые постепенно ликвидируются: модернизируются очистные сооружения, работа ряда предприятий, что позволяет в целом положительно влиять на экосистему".
По мнению опрошенных "Ъ" экспертов, в условиях политического кризиса в отношениях между РФ и ЕС неполитический характер СБЕРа сделал его одной из наиболее эффективных для Москвы площадок международного сотрудничества. Так, в отличие от Совета государств Балтийского моря, саммит и встреча глав МИДов которого откладываются уже второй год, об отмене министерской встречи СБЕРа речи не шло.
"Этот формат сотрудничества перекрыть достаточно сложно. Это образец того, как независимо от политических, экономических и других проблем сотрудничество между регионами не только сохраняется, но и развивается",— заверил "Ъ" губернатор Архангельской области Игорь Орлов. А источник "Ъ" в Министерстве транспорта РФ добавляет: "Транспортный диалог на уровне РФ--ЕС практически заморожен, но такая многосторонняя площадка позволяет продолжать переговоры и сотрудничество с европейскими странами".
За две недели до встречи глав МИДов состояние транспортного диалога в регионе уже обсудили в финском городе Рованиеми представители транспортных ведомств Баренцева региона на уровне заместителей министров. В этой сфере ключевой задачей российского председательства в СБЕРе является принятие летом 2016 года в Архангельске на встрече министров транспорта совместного транспортного плана Баренцева региона. Как пояснили "Ъ" в Минтрансе, речь идет о долгосрочном комплексном планировании региональной инфраструктуры для морского, железнодорожного и автотранспорта в рамках 14 транспортных коридоров в России, Финляндии, Швеции и Норвегии.
В долгосрочной же перспективе в Министерстве транспорта РФ рассчитывают среди прочего предложить европейским партнерам внедрить в рамках этих коридоров систему управления движением на основе технологий ГЛОНАСС. В Москве надеются, что согласовать с европейскими партнерами стратегический документ — пусть и не обязательного, а рекомендательного характера — удастся, несмотря на политический кризис.
Галина Дудина