Минтранс опубликовал на портале regulation.gov.ru проект постановления правительства РФ, содержащий «правила представления информации о ДТП страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации». Документ, рассчитывают в Минтрансе, должен выступить в силу 1 января 2018 года.
Речь идет об оформлении аварий без инспекторов ГИБДД — в рамках европротокола (ЕП). Обязательным условием ЕП является отсутствие пострадавших, ущерб же «железу» не должен превышать 50 тыс. руб. С 2014 года предусмотрена опция так называемого безлимитного ЕП — с ущербом 400 тыс. руб. Но за три года ею сумели воспользоваться лишь несколько граждан, так как обстоятельства аварии должны фиксироваться с помощью «технических устройств», требования к которым до недавнего времени не были описаны детально.
Минтранс решил сделать ставку на машины, оснащенные устройствами ЭРА-ГЛОНАСС (система оповещения о ДТП). Она создавалась для оперативного реагирования на крупные ДТП с пострадавшими (в автоматическом режиме или через кнопку экстренного вызова в машине). С 2016 года ЭРА-ГЛОНАСС обработала более 430 тыс. тревожных сигналов. С 1 января 2017 года все автомобили, выпускаемые в РФ, оборудуются такими приборами (на данный момент насчитывается 1,2 млн транспортных средств). Сейчас АО ГЛОНАСС по просьбе Российского союза автостраховщиков (РСА) подключает систему для фиксации аварий, оформляемых в рамках безлимитного ЕП. Уже утверждены три ГОСТа по методам фиксации обстоятельств аварий, они вступают в силу 1 января 2018 года.
Новая система будет работать следующим образом: данные о силе удара в момент ДТП (измеряется акселерометром в G), ускорении, координаты и остальная информация передаются с места аварии в систему ЭРА-ГЛОНАСС. В течение десяти минут после происшествия водитель должен нажать кнопку на бортовом устройстве. Таким образом, он подтверждает происшедшее экстренное событие, при этом включается голосовая связь с оператором, объяснил “Ъ” генконструктор—директор по эксплуатации системы ЭРА-ГЛОНАСС Михаил Кораблев. В течение последующего часа нужно сделать с помощью приложения несколько фотографий, включая общий вид происшествия, номера машин, следов и предметов, относящихся к ДТП.
«С водителей при этом не снимается обязанность заполнять бумажные извещения о ДТП»,— подчеркивает начальник управления методологии урегулирования убытков РСА Андрей Маклецов. В частности там зафиксировано, что водители не имеют разногласий по поводу обстоятельств ДТП и повреждений. Отметим, что в октябре 2017 года ЦБ РФ анонсировал разработку проекта электронного европротокола, позволяющего не оформлять бумаг на месте аварии, но подробности и сроки пока не раскрываются.
Андрей Маклецов обращает внимание на то, что терминал ЭРА-ГЛОНАСС может быть установлен лишь в одной машине, а не у всех участников ДТП. Бортовое устройство при этом корректно отразит телеметрические данные только данного автомобиля и лишь косвенно — другого (сила и направление удара позволяют подтвердить степень повреждений второй машины), отмечает Михаил Кораблев.
Кроме того, принятие постановления правительства не означает, что владельцы автомобилей с установленными терминалами ЭРА-ГЛОНАСС автоматически получат право на безлимитный европротокол. Устройство создавалось для фиксации серьезных ДТП с пострадавшими, пояснил “Ъ” Михаил Кораблев. «Для мелких ДТП нужна фиксация небольших ударов с ускорением 1 G, таковы требования РСА,— пояснил он “Ъ”.— Установленные терминалы надо дооборудовать и произвести перепрошивку. Мы ведем переговоры с производителями, как сделать это максимально удобно для пользователя. Стоимость услуги апгрейда системы пока не определена».
В РСА допускают ситуацию, когда можно будет использовать и сторонние устройства (для установки на машины, выпущенные до 1 января 2017 года), если такие появятся на рынке.
Дооборудование автомобилей обойдется в 10–20 тыс. руб., предполагает директор по развитию АО «Группа Т-1» (разработка телематического оборудования и сервиса) Игорь Хереш. «Руководство страны поставило перед АО ГЛОНАСС сложную задачу по монетизации инфраструктуры ЭРА-ГЛОНАСС,— говорит он.— Но не так уж много людей готово платить такие деньги за возможность оформить аварию безлимитным европротоколом».
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов отмечает, что десяти минут на принятие решения об оформлении аварии по европротоколу может не хватить: «А вдруг у водителя повреждена рука или спина — это оперативно не выяснишь, а в европротоколе не должно быть пострадавших».
Иван Буранов