Google живет по понятиям

Новое пользовательское соглашение известной поисковой системы идет вразрез с законам РФ.

Российские юристы и специалисты в сфере права считают, что изменения в «политике конфеденциальности» известного американского поисковика, которые вступят в силу 1 марта 2012 года, противоречат конституционным правам граждан РФ.

Вот уже неделю Google рассылает своим пользователям соглашение, в котором поясняет, что компания будет собирать данные о клиенте и его устройствах с 1 марта 2012 г. Делается это все перед новым витком развития Google: с первого дня весны компания объединит свои сервисы: YouTube, Gmail, Google Apps, iGoogle, Google Talk, Google+ и многие другие, в единую систему.

Обновленная «политика конфиденциальности» диктует сбор информации для нужд Google как от самих пользователей, так и из служб, с которыми пользователь работает. Речь идет об используемых приложениях, моделях устройств, уникальных идентификаторах, данных о мобильной сети. Google при этом оставляет за собой право предоставлять обобщенные непредметные данные всем пользователям и партнерам компании, будь то издатели, рекламодатели или связанные с ними сайты. Дальше больше – сбор данных продолжится накоплением информации об устройствах, сведениях из журналов серверов (в том числе данные входящих и исходящих телефонных вызовов, а так же адресаты sms и даже реквизиты кредитной карты), а также IP-адреса и файлы cookie. В довершение всего Google с 1 марта текущего года начнет отслеживать данные о местоположении пользователей.

Правовые специалисты утверждают, что подобная политика Google, отраженная в новом пользовательском соглашении поисковой интернет-системы, нарушает ряд норм российского законодательства. «Известия» приводят слова Андрея Колесникова, директора Координационного центра национальных доменов: «Федеральный закон «О персональных данных» предписывает соблюдать условия, при которых будет невозможно на основе собранных данных проследить цепочку к конкретному человеку», - утверждает он.

Представители компании Google в России парируют тем, что обработка данных проводится на основе добровольного согласия пользователей. Впрочем, есть небольшой нюанс. Если пользователь длительный срок прибегал к услугам сервиса Google, то компания получает согласие автоматически. Регистрируя новый аккаунт, пользователь не сможет работать с сервисами компании, не подтвердив свое согласие на новую «политику конфиденциальности». Таким образом, компания Google не оставляет пользователям никакой альтернативы. Без согласия человек просто теряет возможность пользоваться услугами ресурса, вынужденно прибегая к помощи альтернативных источников.

Согласно статье 23 Конституции РФ «О праве на неприкосновенность частной жизни», даже если пользователь подтверждает свое согласие и вынужденно заключает лицензионное соглашение с поставщиком услуг, он вправе требовать от компании не нарушать предоставленные ему Конституцией права и свободы. Кроме того, пользователь вправе защищать нарушенные права всеми предусмотренными законом способами, вплоть до обращения в суд.

Волна негодования поднимается не только в нашей стране. Конгресс США раскритиковал новую «политику конфиденциальности Google». С этими правилами пользователи фактически теряют возможность контролировать свои данные, отмечают конгрессмены. «Большинство пользователей, - считают американские политики, - невнимательно знакомятся с изменениями в правилах конфиденциальности, а значит, они не будут ограничивать публикацию персональной информации, что позволит Google использовать данные в своих интересах». Наибольших опасений пока вызывает всего лишь безобидная возможность на основе личных данных транслировать пользователю целевую рекламу через систему контекстных объявлений. Google - крупнейшая поисковая система, принадлежащая корпорации Google Inc. Первая по популярности (79.65 %), обрабатывает 41 млрд 345 млн запросов в месяц (доля рынка 62,4 %), индексирует более 25 миллиардов веб-страниц.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: Google , Google Chrome, Gmail, Google Maps