Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"» был внесен Правительством РФ 17 июня 2021 года. В основном он касался вопросов определения понятия «ЦОД» и регламента его эксплуатации. В нем также приводится определение оператора ЦОДа, дается перечень ежегодной отчетной информации и правил ее подачи.
Этот законопроект был сразу перенаправлен в профильный комитет по информационной политике для предварительного рассмотрения перед вынесением в Госдуму на обсуждение. Первое чтение законопроекта в Госдуме должно состояться в апреле 2022 года. Основные поправки ожидаются ко второму чтению, сроки проведения которого пока не определены.
Занимаясь подготовкой законопроекта к обсуждению в Госдуме, комитет предложил свои поправки. Прежде всего, предлагается усилить требования к операторам ЦОДов, добавив условие их принадлежности к российской юрисдикции, если находящийся в эксплуатации ЦОД работает с госкомпаниями. В частности, глава профильного комитета Госдумы Александр Хинштейн предложил наложить ограничения на участие иностранных компаний в общем капитале владельцев ЦОДов, находящихся на территории РФ.
В существующей редакции законопроекта нет никаких ограничений на участие иностранных компаний в качестве операторов ЦОДа. Согласно имеющемуся определению, оператором ЦОДа может выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые оказывают услуги «размещения в ЦОДе оборудования, обеспечивающего обработку и(или) хранение данных, и(или) использующие принадлежащий им ЦОД для собственных нужд или обеспечения полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления».
Депутаты профильного комитета Госдумы считают такое определение неполным. Они выражают обеспокоенность, что в нынешней редакции практически любая иностранная компания имеет право открыть собственный ЦОД на территории России без всяких ограничений. Такую возможность назвали в комитете Госдумы сомнительной, объяснив необходимостью обеспечить национальную безопасность в области информационных технологий.
В то же время формально предлагаемые поправки комитета Госдумы распространяются только на те ЦОДы, с которыми работают компании из госсектора, а не на весь рынок.
Участники рынка, как пишет “Ъ”, высказывают опасение, что депутатская инициатива с ограничением участия иностранных компаний будет распространена на все существующие в России дата-центры. Это может иметь негативные последствия для рынка в целом, считают они. Они обращают внимание на то, что существуют важные особенности в практике строительства ЦОДов в России, которые могли выпасть из поля рассмотрения депутатами.
По оценкам Cnews Analytics, крупнейшим участником рынка ЦОДов в России является компания «Ростелеком», арсенал которой насчитывает 11,5 тыс. серверных стоек. Второе место с количеством установленных стоек 3,3 тыс. штук занимает британский операторов ЦОДов IXcellerate, основным собственником которого до января 2022 года выступал инвестиционный банк Goldman Sachs. Сейчас в число его основных инвесторов вошли суверенный фонд из ОАЭ Mubadala Investment, японская торговая компания Sumitomo Corporation, а также СберИнвест и Российский Фонд Прямых Инвестиций (РФПИ). На третьем месте располагается российский оператор DataPro с количеством стоек в ЦОДе, равным 2,4 тыс. штук.
По оценке аналитиков, как пишет “Ъ”, на начало 2022 года в 20 крупнейших дата-центрах России, в число которых вошли названные крупнейшие российские ЦОДы, на долю иностранных юрлиц приходилось 24% серверных стоек.
Среди главных пострадавших в результате принятия предлагаемых комитетом Госдумы поправок может стать оператор IXcellerate. Он предоставляет услуги колокейшн (colocation - размещение в стойке) в собственном российском дата-центре уровня Tier 3, расположенном в Москве в пределах МКАД на территории 15000 м².
Как заявил генеральный директор IXcellerate Андрей Аксенов, пишет “Ъ”, новые правила регулирования и связанные с ним отраслевые ограничения могут создать неравные условия для операторов коммерческих ЦОД. С его точки зрения, вводить подобные требования необходимо после «тщательного анализа рынков, модели рисков, интересов потребителей и состава поставщиков».
В своем материале “Ъ” приводит также мнение президента Ассоциации участников отрасли ЦОД Игоря Дорофеева. Он считает, что если не будут сформулированы четкие критерии, позволяющие выделить ЦОД, который обслуживает государственные информационные системы (ГИС), от всех остальных, то после принятия поправок все существующие в России дата-центры «будут регулироваться на общих правилах». Предлагаемые поправки в этом случае не имеют практического смысла, потому что с ЦОДами обычно работают самые разные компании и организации.
Обращает на себя также внимание мнение гендиректора сети дата-центров Oxygen Павла Кулакова. Он заявил, что российское государство требует сейчас от крупных иностранных ИТ-компаний перенос своих технологий в российские дата-центры. В этом случае, например, компании «Apple и Google захотят "приземлить" свою инфраструктуру скорее всего на ЦОД, который создан с участием иностранного капитала. Поэтому Госдума должна учитывать, каким образом будет реализовано ее требование.
Кроме того, размещение ЦОДов с иностранным участием способствует также привлечению зарубежных инвестиций в дата-центры, которые необходимы для развития российского рынка ЦОДов в целом. Госдума также должна учитывать эту особенность.