Минэкономразвития подготовило критерии выбора счетчиков посещаемости сайтов. Пока под эти критерии подходит счетчик, разработанный порталом «Спутник» — дочерней компанией «Ростелекома».
— Минэкономразвития России прорабатывает вопрос использования счетчика посещаемости и сбора статистики, разработанного ПАО «Ростелеком» («Спутник»), в качестве рекомендуемого для официальных сайтов государственных органов, — заявила «Известиям» помощник министра экономического развития Елена Лашкина. — Критерии выбора счетчика посещаемости и статистики планируется отразить в соответствующем нормативном правовом акте, который должен быть опубликован для общественного обсуждения во II квартале 2016 года.
Еще в прошлом году многие государственные и муниципальные органы вставляли на свои официальные сайты фрагменты программного кода (от «Яндекса», Google, Liveinternet и др.), которые позволяют увидеть посещаемость отдельных страниц, популярность ссылок (на какую кликают редко, на какую часто), пути движения посетителей по сайту и др.
Согласно данным аналитического портала index.ru, летом прошлого года из 264 госсайтов счетчики «Яндекса» были на 52%, Liveinternet — на 35%, Google — на 21% (можно использовать сразу два или более на одном сайте). Свежих данных оперативно подготовить не удалось. Счетчики можно настроить так, что пользователь их не видит при обычном просмотре сайта, их наличие можно заметить, только посмотрев программный код страницы.
В прошлом году письмо в Роскомнадзор, Минэкономразвития и прокуратуру по поводу опасности иностранных счетчиков направил член комитета по информационной безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов. Он отмечал, что поставить счетчик на сайт с персональными данными граждан — это мечта для любой разведки, так как подобные системы собирают не только параметры запроса пользователя к посещаемому сайту, но и информацию, получаемую от браузера, в том числе о данных, введенных в поля форм, о нажатии на кнопки клавиатуры, кликах «мышки», перемещении курсора, выделении и копировании текста. По результатам обращения были проведены проверки, а результаты перешли под гриф «Для служебного пользования».
Тем не менее вскоре после этого вышел приказ Минэкономразвития, запрещающий использовать иностранные счетчики посещаемости веб-страниц на официальных сайтах госведомств. Но какие счетчики являются иностранными, а какие нет, было непонятно.
Поэтому сейчас Минэкономразвития подготовило проект приказа, в котором описывает, какие счетчики можно использовать на государственных сайтах. Проект вносит изменения в приказ Министерства экономического развития РФ от 16 ноября 2009 года № 470 «О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти». Собеседник «Известий», знакомый с документом, рассказал, что он будет касаться всех уровней власти: федерального (министерства, ведомства), регионального и муниципального. Госкомпании требования приказа не затронут. По его словам, главным критерием будет то, чтобы компания, разработавшая счетчик, находилась в реестре аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Его ведением занимается Минкомсвязи.
— Счетчик не должен давать данные третьим лицам, — уверен основатель сервиса статистики Openstat Леонид Филатов. — Недопустимо использовать коммерческие продукты, которые живут по модели торговли полученными данными: все счетчики используют полученные данные для своих рекламных систем.
По словам собеседника «Известий», пока под требования, разработанные Минэкономразвития, подпадает счетчик посещаемости поисковой системы «Спутник». Он был представлен в начале апреля этого года. Разработчики позиционируют его как безопасный, т.е. счетчик, который не передает третьим лицам собираемые данные. Одной из основных функций, которой гордятся разработчики, является возможность собирать данные с разных сайтов в один аккаунт. То есть, к примеру, Минобразования сможет видеть статистику образовательных порталов всей России, региональные департаменты образования смогут видеть данные всех сайтов своего региона, а муниципальные — всего города.
— Мы в курсе готовящегося предложения и предъявляемых требований, — рассказал официальный представитель «Спутника» Дмитрий Чистов. — Коллеги из Минэкономразвития, безусловно, в курсе возможностей нашего продукта и его особенностей.
В компании «Яндекс», которая занимается разработкой счетчика посещаемости «Яндекс.Метрика», заявили, что не знают о подготовке Минэкономразвития таких требований.
— «Яндекс.Метрика» считается самым популярным счетчиком в Рунете. Эксперты связывают это с наличием у «Яндекс.Метрики» уникального инструмента аналитики — вебвизора, — рассказали в пресс-службе «Яндекса». — Сайты государственных организаций решают такие же потребительские задачи, как и сайты частных компаний, — принимают обращения граждан, информируют о городских сервисах и событиях в регионе, сообщают о готовности документов, принимают коммунальные платежи.
По словам депутата Госдумы Ильи Костунова, появление требований по использованию счетчиков поисковых систем — позитивный шаг.
— Такую пикантную деятельность, как сбор информации на госсайтах о поведении пользователей, на мой взгляд, лучше полностью доверить государству, а не рассматривать как некий сторонний коммерческий сервис, — считает Илья Костунов.
Новый российский поисковик был представлен в мае 2014 года на Петербургском международном экономическом форуме вице-президентом «Ростелекома» Алексеем Басовым. Разработкой портала sputnik.ru занимается ООО «Спутник». Его основной собственник — «РТКомм» — дочерняя компания «Ростелекома».
Владимир Зыков