Блокчейн-платформа TON, на создание которой в ходе закрытого ICO Telegram собрал $1,7 млрд, может вступить в конкуренцию с компаниями сразу в нескольких областях, указывают в отчете аналитики инвестиционной компании Hash CIB. Среди компонентов платформы, о которых говорится в ее документах, есть облачные хранилища, сервис DNS (распределенная система для получения информации о доменах) и анонимайзер — в каждом из этих направлений платформа может занять до 10% глобального рынка к 2026 году, полагают аналитики.
В начале 2018 года TON получила средства от 175 инвесторов, каждый из которых получил токены, которые впоследствии планируется обменять на криптовалюту Gram в соотношении один к одному. Всего планируется выпустить 5 млрд токенов, из которых инвесторам уже продано 2,89 млрд. На первом этапе ICO стоимость каждого составила $0,38, на втором — $1,33. В модели Hash CIB рациональная стоимость единицы Gram может составлять $5,9, что в 4,4 раза выше цены $1,33. Оценка может не отражать реальную стоимость криптовалюты, поскольку базируется на факторах и рисках, которые могут не иметь место в будущем, указывается в отчете. «Рынок не будет оценивать Telegram рационально»,— подчеркивает старший аналитик Hash CIB Рустам Боташев.
Оценка Gram вытекает, в частности, из долей на различных рынках, которые потенциально может занять TON, планирующая презентовать свои сервисы в 2019 году. Так, 10% рынка VPN, по предварительным подсчетам, TON займет к 2026 году и сохранит до 2028 года. 1% рынка DNS TON сможет занять в 2022 году, а четырьмя годами позднее — нарастить долю до 10%, оценивают аналитики. Аналогичная ситуация и на рынке облачных хранилищ: его десятую часть сервис TON Storage может занять к 2026 году, объем операций может составить $17,1 млрд в год, следует из расчетов.
Наиболее опасными конкурентами Telegram станут не мессенджеры, а проекты на блокчейне, уверены аналитики Hash CIB.
Преимущество Telegram в обширной базе пользователей (200 млн на март 2018 года), но блокчейн-проекты могут быстрее решить вопросы масштабируемости и совместимости во многом благодаря открытому коду, указывают аналитики.
Управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава, напротив, видит недостатки в аудитории мессенджера: «У Telegram нет достаточного проникновения на рынках, где эта платформа будет наиболее востребована,— в Западной Европе, США, Азии». Конкурентом Telegram и его блокчейн-платформы может стать любая компания, у которой есть более популярная платформа, в первую очередь WeChat и Facebook, полагает господин Чачава.
Занять 10% рынков DNS, VPN и хранилищ данных для TON практически невозможно, но проекту важно быть амбициозным, полагает сооснователь TMT Investments Артем Инютин. Преимуществом платформы инвестор называет уникальную команду, а главных конкурентов видит среди «блокчейн-единорогов» (компаний с капитализацией более $1 млрд).
Есть сомнения в перспективах проекта и у участников рынка VPN. «Насколько я знаю, рабочий концепт прокси-сервиса так и не представлен. Хотя я приветствую новую технологию на рынке VPN, сложно предсказать стоимость того, что пока не может быть оценено»,— скептичен CEO компании TorGuard Бенджамин Ван Пелт.
Экс-директор особых направлений одной из структур Telegram Антон Розенберг, покинувший компанию после конфликта с ее основателями братьями Дуровыми, к недостаткам платформы относит маленькую команду разработчиков, а также зависимость от расположенных в Европе и США дата-центров и собранных в долларах инвестиций, которые «могут быть заморожены». Вероятнее всего, конкурировать TON будет с популярными криптовалютами, в первую очередь Ethereum, «но пока главный вопрос, получится ли вообще реализовать Gram так, как было обещано: быстрым, стабильным, децентрализованным и безопасным», заключает он.
Дмитрий Шестоперов, Кристина Жукова