Соглашение подписали президент ILS Фил Слэк и генеральный директор "Даурии Аэроспейс" Сергей Иванов. По договору, ILS будет рассматривать предложения о запуске космических аппаратов, которые могут выводиться на геопереходную орбиту (ГПО) в паре со спутником ATOM "Даурии Аэроспейс" массой от 1050 до 1500 кг. Этот спутник предназначен для обеспечения услуг спутниковой телетрансляции, телефонии или предоставления широкополосного доступа в Интернет.
"Суть соглашения между компаниями состоит в том, что ранее ILS мог предлагать запуски спутников массой до 3,5 т на геостационарную орбиту (ГСО) или до 6,5 т на ГПО", - отмечает специалист по связям с общественностью "Даурии Аэроспейс" Виталий Егоров. По его словам, запуски спутников меньшей массы оказывались экономически неэффективными, поэтому клиенты использовали услуги других операторов и другие ракеты. "Сейчас же, имея в запасе спутники "Даурии", ILS сможет предлагать запуски аппаратов до 2 т на ГСО или до 4 т - на ГПО", - подчеркнул он.
По словам Василия Егорова, ILS будет выбирать оператора, исходя исключительно из технических показателей выводимого космического аппарата, прежде всего массы. "В случае парного запуска разделение расходов будет пропорционально массам выводимых космических аппаратов", - отмечает он. Источник ComNews на рынке уточнил, что средняя стоимость запуска спутника на орбиту колеблется от $90 млн до $120 млн.
"Соглашение открывает прекрасные возможности партнерства с "Даурией Аэроспейс" в деле парных запусков на геостационарную орбиту. Этот подход позволяет использовать новые возможности запусков малых космических аппаратов", - отметил Фил Слэк. По словам Сергея Иванова, этот договор позволит существенно снизить стоимость запуска в структуре цены.
Генеральный директор ГК AltegroSky Сергей Пехтерев отмечает, что интерес в индустрии к снижению стоимости запуска, безусловно, есть, а парные запуски, давно практикующиеся на "Протонах", позволяют достичь такого эффекта. Он напомнил, что "Даурия" занимается производством мини- и микроспутников с небольшим весом. "В соглашении речь, скорее всего, идет о спецусловиях для запуска этих спутников в качестве попутного груза, так как пользователи данных космических аппаратов - это чаще всего научные и общественные организации, которым не по карману оплатить индивидуальный запуск", - уточнил он.
Сергей Иванов подчеркнул, что "Даурия" с большим оптимизмом смотрит на сотрудничество с ILS и ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева" (ГКНПЦ). Представитель ГКНПЦ отметил, что предприятие со своей стороны в рамках сотрудничества традиционно будет заниматься организацией пусковой кампании. Центр отвечает за средства выведения (ракета-носитель и разгонный блок), а также за адаптацию к ним полезной нагрузки (космических аппаратов).
Представители российских спутниковых операторов отмечают, что парные запуски - это довольно распространенная практика. "Опыт парных запусков имеет и наша компания, и многие другие спутниковые операторы. Как правило, это запуски на ракетах "Протон" или Ariane", - говорит заместитель генерального директора по маркетингу и бизнес-планированию ОАО "Газпром космические системы" (ГКС) Игорь Кот. В 2003 г. состоялся парный запуск, при котором на орбиту были выведены сразу "Ямал-201" и "Ямал-202". В 2012 г. при помощи "Протона" были запущены "Ямал-300К" и "Луч-5Б" (спутник-ретранслятор Роскосмоса).
Представитель ГКНПЦ привел еще несколько примеров парных пусков космических аппаратов с помощью "Протона". 16 июля 2011 г. состоялся запуск SES 3 и "КазСат-2" (США-Казахстан), 11 декабря 2011 г. - AMOS 5 и "Луч-5А" (Израиль-Россия), 6 августа 2012 г. - "Телком-3" и "Экспресс-МД-2" (Индонезия-Россия), 28 апреля 2014 г. - "Луч-5В" и "КазСат-3" (Россия-Казахстан).
Опыт парных запусков есть и у ФГУП "Космическая связь" (ГПКС). Начальник отдела по связям с общественностью ГПКС Денис Сухоруков рассказывает, что в интересах ГПКС в 2009 г. ракета-носитель "Протон" вывела на орбиту спутники "Экспресс-АМ44" и малый космический аппарат "Экспресс-МД1", а в 2014 г. - спутники непосредственного вещания "Экспресс-АТ1" и "Экспресс-АТ2". "В долгосрочной стратегии развития спутниковой группировки ГПКС мы рассматриваем возможность выведения на орбиту нескольких спутников одной ракетой-носителем. При этом особый интерес представляет перспектива использования ракеты класса "Ангара-5", - добавил Денис Сухоруков.
Региональный вице-президент Eutelsat SA, генеральный директор Eutelsat Rus LLC Николай Орлов отмечает, что в парных запусках участвовали и спутники компании Eutelsat. Парные запуски для спутникового оператора SES - также распространенная практика. "Мы использовали ее раньше и планируем, скорее всего, применять в будущем. У нас был опыт парных запусков спутников как на геостационарную орбиту, так и на среднюю околоземную орбиту", - сказала старший региональный директор по Европе, России и СНГ компании SES Людмила Наумова. Представитель Intelsat вчера воздержался от комментариев.
По словам Людмилы Наумовой, серьезная выгода парного запуска заключается в экономии расходов на ракетное топливо. "Это помогает нам поддерживать стабильный уровень стоимости наших услуг на рынке", - подчеркнула она.
"Целесообразность парного запуска определяется размером спутника, - отмечает Игорь Кот. - Парный запуск актуален, если оператору нужно вывести на орбиту спутник малой или средней размерности. Ракета имеет определенную грузоподъемность и сможет справиться с двумя спутниками только в случае, если они обладают небольшой размерностью. Такой вариант эффективнее, чем одинарный запуск на "недогруженной" ракете, так как стоимость услуг по запуску делится между владельцами спутников".
Николай Орлов отметил, что парные пуски также способствуют решению вопроса запуска спутника в нужное для оператора время. "Сегодня запуски расписаны на несколько лет вперед. Парные запуски позволяют решить данную проблему", - сказал он.
"Что касается безопасности, то с технической точки зрения риски при парном запуске не намного выше, чем при одинарном", - отмечает Игорь Кот. Об этом говорит и Николай Орлов: по его словам, все системы ракеты-носителя при любом пуске должны работать надежно и без перебоев.
"А вот риски сдвига сроков запуска увеличиваются. При задержке в производстве и испытаниях одного спутника из "пары", другой, созданный вовремя, оказывается заложником обстоятельств", - предостерегает Игорь Кот. По словам Людмилы Наумовой из SES, подобная задержка может привести к потере потенциального дохода для оператора. "В целом нет единого мнения насчет того, что является лучшим решением - одинарные или парные запуски. В каждом случае оператор должен обращать внимание как на технические, так и на экономические последствия такого запуска", - говорит она.
Елизавета Титаренко