Идея создания сайта «Мы Помним» принадлежит двум людям, одним из которых является Дмитрий Ширай, 8 лет профессионально занимающийся разработками в области web. Проанализировав российский рынок социальных сетей, создатели не обнаружили ничего похожего, и это послужило толчком к разработке проекта.
По словам Дмитрия Ширая, команда решила провести тендер на выбор разработчика сайта. В результате была выбрана украинская компания «НьюАрт» (NewArt), которая выступала в проекте в качестве субподрядчика. В проекте принимали участие программисты компании Владимир Пришляк и Владислав Ткач. Кроме того, дизайн новой сети выполнили специалисты Ad2Head. Сам проект по разработке социальной сети стартовал осенью 2007 года. Что касается контента, то первоначальная база, состоящая из примерно 800 тыс. мемориалов знаменитых людей, была подготовлена и предоставлена одним из клиентов. Создатели, со своей стороны, осуществили экспорт этих данных.
В формате социальной сети «Мы Помним» на портале люди размещают информацию об ушедших близких. Чтобы стать членом сообщества Mipomnim.ru, необходимо зарегистрироваться на сайте. Основным связующим звеном, объединяющим членов сообщества, является мемориал усопшего. Портал дает возможность загружать фото, аудио- и видеофайлы о человеке, а также предоставляет информацию о других людях, биографии которых размещаются на портале. Каждый мемориал модерируют трое смотрителей. Обычно смотрителями становятся близкие родственники, друзья усопшего. Они имеют право одобрять или отказывать в присоединении новых почитателей мемориалов. Любой участник сообщества может оставить на мемориале свечу с соболезнованиями или другими комментариями. Для этого нет необходимости становиться почитателем мемориала и запрашивать разрешение одного из смотрителей. Но при этом смотрители профайлов могут отбирать те комментарии, которые, по их мнению, не нарушают нравственной стороны общения вокруг мемориала. Для выражения остальных знаков почтения мемориалу усопшего и получения дополнительных возможностей (доступ и выкладывание фото, видео-, аудиоинформации об усопшем, общение и др.) необходимо присоединиться к выбранному мемориалу, получив одобрение одного из смотрителей. Почитатель мемориала может сам стать смотрителем, получив одобрение от всех остальных смотрителей за мемориалом. Пользователь может не быть участником сообщества Mipomnim.ru, но в этом случае он может только просматривать отдельные страницы мемориала без возможности оказывать знаки почтения и общаться вокруг мемориала.
«В общем-то сайт сделан достаточно просто, но для своих целей достаточно удобен. Минимализм дизайна вполне соответствует его специфической тематике. Сервис Mipomnim.ru является узкоспецифическим и, вероятно, большой популярности он не получит. Все описанное легко реализуется в любой уже имеющейся сети без серьезного изменения ее идеологии. Говоря о перспективах развития, возможен определенный всплеск, связанный со всевозможными флешмобами, но долгосрочная аудитория будет незначительной. Если есть богатый спонсор, сайт будет жить», - прокомментировал директор по развитию «Финам.ру» Виктор Галенко.
Возможности продвижения сети на рынок оценивает директор маркетинговых коммуникаций DataArt Юлия Завилейская: «Если говорить с точки зрения пользователя, то сервис не оставляет равнодушным. Задачей маркетолога является нахождение ниш и их освоение. В данном случае мы можем рассматривать Mipomnim.ru как нишевый продукт. Поэтому сервис должен найти своих пользователей. Другой вопрос, на какой объем рынка в данном случае он сможет рассчитывать, какое количество людей привлечет такая неординарная идея. Одно можно сказать точно - у сервиса высокие шансы стать любимчиком СМИ в качестве яркого примера «чего только нет в Интернете». Но, по словам Дмитрия Ширая, проект полностью некоммерческий, то есть он создавался для людей и не преследует корыстных целей. Поэтому задачи расширения аудитории с целью получения прибыли неактуальны в данном случае».
Проблему востребованности подобных сервисов в Рунете и развитие сайта освещает создатель сети «Мы Помним» Дмитрий Ширай: «Проект несет довольно сильную эмоциональную нагрузку. Подобного рода проекты, я считаю, всегда обречены на востребованность и обязательно найдут свою аудиторию, где бы она ни была. Соответственно, в Рунете подобный сервис также будет востребован, особенно если учесть, как в нашей стране относятся к вопросу о памяти об ушедших. Этот проект даст возможность людям, потерявшим своих родных, близких, друзей, увековечить память о них, рассказать о том, что это были за люди, как они жили и чем, найти понимание и поддержку среди других людей. Кроме того, на проекте люди могут объединиться вокруг мемориалов известных личностей, делиться и обмениваться друг с другом информацией о них. Или могут создать свой мемориал о каком-то известном человеке в случае, если такого еще нет. Оценивая перспективы развития новой сети, сейчас рано делать какие-либо выводы, поскольку проект только стартовал, и его можно охарактеризовать скорее как бета-версию. Кроме того, проект не будет стоять на месте, то есть предполагается его дальнейшее развитие, и уже есть целый ряд идей в этом направлении».
Программисты NewArt и Дмитрий Ширай совместно принимали участие в создании еще одного проекта - сети для американских любителей спорта freethefan.com. Кроме того, проектом NewArt является разработка сайта 24.ua и часть работ по созданию социальной сети ethnicevent.com.
Среди российских социальных сетей на сегодня, схожих с «Мы Помним» по идее, можно отметить проект «Зоорай», расположившийся по адресу petsparadise.ru. Отечественный сервис создавался как аналог распространенных в сети виртуальных кладбищ домашних животных. На сайте можно размещать информацию об ушедших питомцах. После регистрации на сайте пользователь создает личную страницу домашнего животного. Содержание страницы можно дополнять и изменять, воспользовавшись рядом предлагаемых сервисов.
На Западе опыт подобных проектов наблюдается уже давно. Так, например социальная сеть Respectance (respectance.com), идеей которой является объединение в социальную сеть пользователей, так или иначе связанных с ушедшим из жизни человеком. Зарегистрировавшись, пользователь имеет возможность создавать свой профайл, размещать фото и видеофайлы, комментировать последние события, выражать соболезнования и т.д. В числе аналогичных сервисов можно отметить The Blog of Death, Angel Hugs' Memorial Garden, The Blog of Death и другие. Эти сайты созданы также по идее сохранения памяти об ушедших людях.
На сегодня количество узконишевых социальных сетей в Рунете невелико в силу их пока непопулярности. Но тем не менее такие сайты находят свою реализацию. Так, например недавно в Рунете появился новый web 2.0-проект Kindo, представляющий собой социальную сеть для общения родственников (см. новость от 28 февраля 2008 г.). Кроме того, существуют такие узкотематические сервисы, как «лечебно-профилактический» портал DrugMe.ru, принадлежащий ИК «Финам», где общаются люди, нуждающихся в обсуждении всевозможных болезней и способов их лечения. Также в отчественном веб-пространстве можно найти сайт о собаках (Dogster.ru), который предоставляет возможность создавать профайл о своих домашних питомцах.
По мнению экспертов, пока только начавшая свое развитие ниша специализированных социальных сетей в Рунете уже может привлечь достаточно большое число пользователей. Такие социальные сервисы, в отличие от популярных «глобальных» сетей («В контакте», «Одноклассники» и проч.), объединяют людей по какому-то признаку. Узкопрофильные сети ориентированы на людей с другими ценностями и потребностями, они позволяют охватить сегменты, не охваченные массовыми сетями. По прогнозам аналитиков, такие аудитории представляют отдельный интерес для рекламодателей. Хотя, как уже упоминалось ранее, создатели новой социальной сети «Мы Помним» в лице Дмитрия Ширая говорят, что не преследуют никаких коммерческих целей.
О перспективах развития рынка узкотематических сетей рассказал Виктор Галенко: «Интернет-бизнес – это движение на ощупь, один из тысячи проектов «стреляет», остальные умирают в безвестности. Однако чем уже тематика, тем меньше шансов стать высокопосещаемым ресурсом. То есть как бы хорош ни оказался в итоге проект, его выход на самоокупаемость – его верхняя планка».
Что же касается более широкого рынка - «глобальных» сетей, то ситуацию в этом сегменте комментирует Дмитрий Ширай: «Сейчас на рынке социальных сетей наблюдается лихорадочный рост различного рода сервисов, как правило, в не слишком перспективной попытке повторить успех уже существующих. Это своего рода массовка, но она создает конкурентную среду, а конкуренция стимулирует качество. Таким образом, рынок растет, и это очевидно. Помимо этого рынок стимулирует постоянный рост инвестиций в эту сферу, а новые сведения об удачных сделках, о покупке какого-либо сервиса или стартапа постоянно вызывают резкие скачки активности, каждый стремится создать и «вырастить» своего собственного кандидата на продажу. Что касается тенденций, то тут прежде всего надо спросить себя, от чего они зависят. Очевидно, что продажа - это скорее частные случаи, и вопрос возвращения инвестиций и в целом получения дохода от социальной сети встает очень остро перед ее создателями и инвесторами. Одной из основных моделей получения дохода от социальной сети является реклама, но эта модель не всегда уместна, поэтому выйти из сложившейся ситуации помогают платные сервисы. Более того, если пользователям также давать возможность самим зарабатывать с помощью социальных сетей, в сумме это даст наибольший эффект. Примеры таких сетей уже существуют, это одна из тенденций. В качестве долгосрочного тренда – «мобилизация» сервисов. Интернет уже становится мобильным, скоро туда начнут подтягиваться и сервисы с сетей. На Западе это уже происходит.
Еще одна тенденция - это «эмоциональные» сети, к которым относится проект Mipomnim.ru. О получении прибыли с таких сетей говорить сложно, разве что в долгосрочной перспективе, зато сети такого плана располагают основным ресурсом Интернета - аудиторией. Тут за примерами тоже далеко ходить не надо - те же «Одноклассники» или «В контакте». Такого рода сайты располагают не только аудиторией, но и достаточно полной о ней информацией, что с маркетинговой точки зрения представляет огромную ценность. Игра на эмоциях - практически беспроигрышный вариант в этом случае. Но вводить на такие сети рекламу или платные сервисы нужно очень осторожно либо они должны быть заранее заложены в концепцию сети».
Подробности
«НьюАрт» (NewArt) - украинская компания, которая занимается предоставлением услуг по web-разработке, а также разработке программного обеспечения. Компания начала свою деятельность в 2004 году, была окончательно основана как юридическое лицо в 2007 году и находится в городе Киеве. Основная деятельность компании - это веб-разработка. Специалисты «НьюАрт» принимали участие в более 100 веб-проектах. Из них более 20 являются масштабными, а именно: новостные порталы, социальные сети, видеовещание и интернет-магазины.