Индийское министерство коммуникаций выдало Shyam Telelink частоты для работы по всей стране, сообщили в пятницу местные газеты The Economic Times и Business Standard. Shyam Telelink получила все частоты, необходимые для того, чтобы называться паниндийским оператором, подтвердил «Ведомостям» ее гендиректор и президент Всеволод Розанов. Лицензии, позволяющие оказывать услуги сотовой связи на территории всей Индии, «дочка» «Системы» получила еще в начале 2008 г. Но выдача частот, без которых работа была бы невозможной, началась только в апреле; до последнего времени у Shyam Telelink имелись частоты лишь на 19 из 22 округов.
Индия готовит новые конкурсы
Этой осенью правительство Индии начнет проводить конкурсы на получение лицензий на сотовую связь третьего поколения (3G), сообщила Business Standard. Стартовая стоимость лицензии на всю Индию – около $472 млн. Планируется, что вначале будет выдано три-пять лицензий 3G, позднее – еще пять. Государственные операторы BSNL и MTNL получат лицензии без конкурса. Shyam, по словам Розанова, еще не определилась, претендовать ли на 3G-лицензии.
Shyam Telelink планирует строить общеиндийскую сеть сотовой связи на базе технологии CDMA-800, сообщала ранее АФК «Система». Индийская «дочка» уже договорилась о поставках оборудования с ZTE, Alcatel-Lucent и Huawei Technologies. Опыт строительства сетей CDMA у «Системы» имеется. До 2004 г. ее дочерний оператор «Персональные коммуникации» обслуживал в Москве сеть CDMA-800 под брендом «Сонет». Сеть CDMA, правда работающая в другом диапазоне (450 МГц), есть и у компании «Скай линк», которой «Система» владеет на паритетных правах с датчанином Джеффри Гальмондом.
Ранее руководство АФК заявляло, что в этом году «Система» вложит в Shyam Telelink $1 млрд, а общий объем инвестиций за 10 лет может составить $4-7 млрд. За три года Shyam Telelink планирует покрыть сетью 70% крупных городов и дорог Индии, подключив к 2012 г. 35 млн абонентов (3,1% от нынешнего населения этой страны). Доля индийской «дочки» в консолидированной выручке «Системы» должна достигнуть к этому времени 5-7%.
По словам Розанова, главной целевой аудиторией Shyam Telelink станут индийцы с доходом на среднем уровне и ниже, в том числе жители сельской местности. Индия — один из немногих оставшихся рынков с огромным потенциалом развития, констатирует партнер AC&M-Consulting Антон Погребинский: население страны превышает 1 млрд человек, а уровень проникновения еще невысок — около 23%. Правда, добавляет он, этот рынок уже очень конкурентный и его участникам приходится выживать при предельно низких показателях доходности. Так, по данным CDMA Development Group, средний счет на абонента (ARPU) у индийских CDMA-операторов составляет всего $4,42 в месяц (для сравнения: у подконтрольной «Системе» МТС в России этот показатель составлял во II квартале $11 в месяц).
В мире технология CDMA не слишком популярна. По данным World Cellular Information Service, ею пользуется 11,6% абонентов во всех странах. Но в Индии удельный вес CDMA выше: из 281 млн пользователей сотовой связи (данные India-cellular.com на конец июня) почти четверть (около 67 млн) — абоненты CDMA-сетей.
Паниндийские CDMA-сети имеют два из четырех местных CDMA-операторов — Tata и Reliance (см. график). Tata за три года удалось набрать 26 млн абонентов, а к 2011 г. оператор хочет довести их количество до 100 млн, говорится в исследовании CDMA Development Group.
Юлия Белоус
Анастасия Голицына