Создание национальной системы управления данными должно решить исторически сложившуюся проблему дублирования информации и отсутствия эталонных государственных данных, объявил в ходе конференции «Цифровая экономика РФ» глава департамента информационных технологий и связи Белого дома Владислав Федулов. По его словам, поскольку уполномоченный орган Росстат «не успевал за изменением реальности», требовавшей оперативного предоставления информации, ведомства стали создавать собственные аналитические инструменты, дублируя друг друга и официальную статистику.
Общая концепция новой системы управления данными уже разработана, однако в правительстве пока не пришли к согласию, кто и каким образом будет собирать информацию и как она будет использоваться. Изначально разработка концепции была поручена Минэкономики и поднадзорному ей Росстату. Как говорил “Ъ” источник, знакомый с планами службы, речь шла об инвентаризации форм отчетностей, о создании единых справочников, классификаторов и разработке системы доступа.
Проработка концепции будет происходить на фоне перераспределения полномочий между Минэкономики и Минцифры. В частности, пока непонятно, кто получит функции оператора системы. Не определены также механизмы чистки баз данных органов власти и их интеграции в центральную систему, а также держатели эталонных данных.
Минэкономики настаивает, что реформа статистики, включая автоматизацию сбора первичной информации, должна стать лишь основой для формирования глобальной системы работы с большими данными в госуправлении. Стратегическое планирование без предиктивной аналитики и системы гибкого принятия решений и их корректировки на основе живых данных будет работой в корзину, говорит заместитель главы Минэкономики Савва Шипов. Первоочередной задачей, по его мнению, должен стать полный переход на реестровую модель учета при взаимодействии государства и граждан: все результаты оказания госуслуг должны заноситься в реестр, записи в котором будут обладать юридическим статусом — государство будет обращаться к этим данным самостоятельно, не запрашивая их у людей.
В свою очередь, Минфин намерен получить дополнительные полномочия в сфере регулирования обращения с данными. Там говорят, что сейчас информация бюджетных учреждений в 70% случаев не совпадает со сведениями ЕГРЮЛ, и делают вывод о том, что контроль над информационными системами и данными ведомств должен быть централизован. Министерство даже подготовило законопроект «О систематизации и гармонизации информации в РФ», предусматривающий создание федеральной государственной информационной системы «Единая нормативно-справочная информация». Себя Минфин видит уполномоченным органом в сфере систематизации информации.
Еще один вопрос, который предстоит решить правительству,— это правила взаимодействия с бизнесом. По словам Саввы Шипова, у государства есть понимание, что без доступа к данным бизнес не сможет производить конкурентоспособный продукт. Однако властям необходимо обеспечить равный доступ к данным для всех участников, а также учесть вопросы антимонопольного регулирования в цифровую эпоху и тему защиты частной жизни.
Бизнес декларирует готовность сотрудничать с государством, но ждет, что оно точнее определится с целями и запросами. «Дискуссию объединяет только одно слово — "данные", а говорим мы о совершенно разных вещах»,— отметила операционный директор «МегаФона» Анна Серебряникова. «Давайте определимся: мы с вами говорим про рыночные механизмы или про то, чтобы сделать чистые госданные для нужд госуправления? Это две задачи, которые нужно решать совершенно по-разному»,— отметила она. По ее словам, крупные игроки готовы предоставлять государству всю необходимую информацию в рамках национальной системы — бизнес же заинтересован в первую очередь в получении юридически важной информации, связанной с системами аутентификации и идентификации и обезличенных персональных данных для построения профилей потребления. Взаимное обогащение возможно, если государство выберет режим сотрудничества, а не регулирования, отметила Анна Серебряникова.
Надежда Краснушкина