Новизна предложения, первого в своем роде для российского рынка, которое получило прямую поддержку со стороны Microsoft, заключается в том, что ИТ-инфраструктуру теперь можно арендовать не просто как один из вариантов конфигураций, предлагаемых хостер-компаниями, а перейти на гибкую форму выбора сервиса аренды ИТ-оборудования. Об особенностях проникновения «облачных» вычислений в российский ИТ-бизнес рассказал президент Microsoft в России Николай Прянишников.
Перспективы развития «облачных» сервисов будут выстраиваться, по оценкам Microsoft, путем развития следующих четырех направлений, впрочем, тесно связанных между собой: это программное обеспечение (SaaS); инфраструктура (IaaS); хранение и обработка гигантских распределенных массивов данных (DaaS) и платформа (PaaS). Общим для перечисленных элементов станут два главных признака: их «арендуемость» и гибкая перенастройка, которая будет осуществляться и контролироваться как со стороны компании-заказчика, так и владельца, который непосредственно предоставляет соответствующий ресурс как услугу.
Примеры аренды программного обеспечения как услуги (SaaS) появились на рынке уже достаточно давно. Сегодня мы находимся на стадии начала следующего этапа развития «облаков»: запуск аренды оборудования как услуги. Предложение компаний Microsoft и Parking.ru – это старт в этом направлении.
Особенность сервисного решения, предлагаемого компанией Parking.ru, состоит в том, что оно построено на базе технологии виртуализации Microsoft Hyper-V. Свое название услуга Slidebar получила по специальному элементу управления – маленькие бегунки, которые появились в интерфейсе выбора спецификации на веб-странице компании-хостера, где заказчик может гибко настроить свой заказ на аренду оборудования. Сайт, через который можно подключить услугу и настроить ее конфигурацию, расположен по адресу с одноименным названием.
«Сегодня сделан очень серьезный шаг в развитии облачных услуг в России, и мы поздравляем нашего партнера – компанию Parking.ru, которая внесла в это значительный вклад. Облако выгодно всем. Потребителям – от крупнейших корпораций до малого бизнеса, – которые могут значительно сократить расходы на ИТ, сконцентрировав высвободившиеся ресурсы на развитии собственного бизнеса, и частично перевести капитальные расходы в операционные. Кроме того, компании малого и среднего бизнеса получают дополнительные преимущества от использования недоступных ранее корпоративных ИТ-технологий. Рынку ИТ и телекому, способствуя возникновению новых бизнес-моделей и стимулируя появление стартапов. И, как следствие, государству и обществу, так как повышается уровень информатизации страны и стимулируется развитие экономики», – так охарактеризовал произошедшее Николай Прянишников.
Основные характеристики «облака», которые, по мнению представителей компании, способны привлечь к нему внимание именно сегодня, в условиях финансовой неопределенности – это функции индивидуальной настройки ИТ-конфигурации, предоставление гарантии устойчивости арендуемой ИТ-инфраструктуры и масштабируемость сервиса. Теперь за него эти вопросы перекладываются на сервис-провайдера.
Почему же объявленный «облачный» проект Parking.ru в понимании Microsoft является первым? Ранее на российском рынке уже было несколько объявлений о предоставлении «облачных» услуг. Поэтому может создаться впечатление, что данный проект является «очередным», но не «первым». Ответ на этот вопрос состоит в том, что SlideBar является первым публичным для российского рынка проектом предоставления услуги IaaS, которая реализована в формате ЦОДа хостера и отвечает всем требованиям к «облачным» вычислениям, которые предъявляет к ним Microsoft. В этом состоит его первенство.
О конкретных особенностях решения рассказал генеральный директор ООО «Гарант-Парк-Интернет» Игорь Федотченко. По его словам, гибкость выбора заключается прежде всего в интуитивной простоте выбора конфигурации арендуемого оборудования и его применения. Имея в своем распоряжении набор ключевых параметров, заказчик выбирает нужные ему значения, которые наиболее точно отражают интересы собственного проекта. «Для Parking.ru как провайдера облачных сервисов услуга Slidebar открывает широкие перспективы. Это возможность предлагать высокоуровневые услуги с большей добавленной стоимостью и эффективно использовать имеющиеся аппаратные ресурсы. Например, благодаря технологиям Microsoft Dynamic Datacenter мы почти в 1,5 раза сократили удельные издержки. Мы уверены в популярности новой услуги, так как имеем значительный опыт по предложению «облачных» сервисов по модели «ПО как услуга» (SaaS). Например, только в прошлом году количество пользователей наших SaaS-сервисов выросло в 3 раза. Мы благодарим компанию Microsoft, сотрудничество с которой позволило нам быстро вывести сервис на рынок и гарантировать высокое качество услуги», – отметил Игорь Федотченко.
Оценить достоинства «облачного» решения можно на реальных проектах. О примере такого сотрудничества с ЦОДом хостера рассказала заместитель генерального директора по информационным технологиям компании «Атлант-Союз» Фариза Гуриева. «В условиях, когда современные ИТ-технологии становятся все более доступными всем игрокам на рынке, практически невозможно получить какие-либо конкурентные преимущества, инвестируя в развитие исключительно своих собственных ИТ-решений и в собственную ИТ-инфраструктуру. Мы с интересом приняли участие в бета-тестировании нового облачного сервиса Slidebar, так как для нас было важно понять, даст ли его использование дополнительные преимущества. И их оказалось немало. Например, предварительный расчет показал, что благодаря Slidebar мы сможем сэкономить на хостинге корпоративного сайта порядка 50-70 %. В перспективе мы планируем оставить у себя только самые критичные ИТ-приложения, связанные с обеспечением выполнения полетов и их безопасности, а все остальные перевести в «облако».
Резюмируя, можно отметить, что появление «облачных» сервисов создает новые возможности также для развития бизнеса хостинг-провайдеров. Они становятся поставщиками «облачных» сервисов и имеют серьезные преимущества, чтобы в будущем занять ключевое место на рынке. Но даже уже сейчас «облачные» сервис-провайдеры могут рассчитывать на рост своей операционной прибыли.