"Новое подразделение будет представлять Inmarsat в России, располагая всеми необходимыми официальными документами, которые позволят дистрибьюторам услуг Inmarsat 5 легально работать на российском рынке", - сообщила порталу ComNews пресс-служба Inmarsat plc.
По данным информационной системы "СПАРК-Интерфакс", российская "дочка" Inmarsat – ООО "Исат Глобал Экспресс" - зарегистрирована 31 января 2014 г. межрайонной инспекцией ФНС России №46 по городу Москве. Учредителями "Исат Глобал Экспресс" являются две 100%-ные дочерние британские структуры Inmarsat: Inmarsat Ventures Ltd (99,99% уставного капитала российской компании) и Inmarsat Global Ltd (0,10%).
Орбитальная группировка Inmarsat 5 будет состоять из трех спутников на геостационарной орбите. На базе этой группировки Inmarsat намерен предоставлять услуги спутникового ШПД в Ка-диапазоне под торговой маркой Global Xpress. Производителем трех космических аппаратов Inmarsat 5 выступает фирма Boeing Satellite Systems, а услуги запуска заказаны компании ILS, продающей коммерческие запуски ракеты-носителя "Протон" с космодрома Байконур.
Первый спутник сети Global Xpress - Inmarsat-5 F1 – ILS успешно запустил 8 декабря 2013 г. в орбитальную позицию 63º восточной долготы. Этот космический аппарат обеспечивает покрытие почти всей территории России, а также Азии, Африки и половины Австралии.
Вице-президент по коммерции Inmarsat Global Xpress Микеле Франчи сообщил порталу ComNews: "Начиная с 2013 г., представители Inmarsat встречались с Минкомсвязи РФ, консультируясь о независимом выводе на рынок услуг Inmarsat 5 - Global Xpress". При этом он добавил, что на данный момент Inmarsat не достиг финального коммерческого соглашения с каким-либо оператором спутниковой связи в России, но ведет переговоры сразу с несколькими местными компаниями.
Наряду с продвижением услуг Global Xpress, создание новой российской "дочки" было продиктовано потребностями крупных клиентов, которых Inmarsat уже не напрямую обслуживает в России, в частности компанию "Аэрофлот". Еще в мае 2010 г. "Аэрофлот" договорился с российским сотовым оператором "МегаФон" и швейцарской фирмой OnAir об организации услуг связи на борту самолетов. OnAir является официальным дистрибьютором Inmarsat по сервисам для авиабизнеса. Как сообщил тогда "МегаФон", интегрированное техническое решение OnAir базируется на технологии Inmarsat Swiftbroadband и включает поддержку сервисов GSM/GPRS, а также мобильный доступ в Интернет через Wi-Fi. Коммерчески эти услуги стали доступны в 21 самолете "Аэрофлота" (Airbus A330 и Boenig-777) с декабря 2012 г.
Микеле Франчи отметил: "Мы также рассматриваем "Аэрофлот" как важного потенциального пользователя услуг Global Xpress, и я уверен, что мы сможем обслужить таких значимых коммерческих клиентов наилучшим образом, имея прямое присутствие на российском рынке".
Inmarsat – уже второй зарубежный спутниковый оператор, создавший дочернюю компанию в России. В июне 2013 г. французский оператор Eutelsat через свою кипрскую "дочку" Eutelsat International Ltd стал полным собственником российского ООО "Евтелсат Нетворкс".
Руководитель исследовательского направления ComNews Research Евгений Евдокименко полагает, что активизация зарубежных спутниковых операторов в РФ связана с вступлением России в ВТО. Он напоминает, что согласно особым обязательствам РФ по телекоммуникационным услугам, которые являются частью договора о вступлении страны в ВТО, с 2015 г. Россия должна устранить все ограничения в доступе на рынок и регулировании для любых услуг спутниковой связи, предоставляемых иностранными спутниковыми операторами любым отечественным юрлицам, обладающим необходимыми разрешительными документами.
Леонид Коник