STEM-образование (Science, Technology, Engineering and Math) или НТТМ (научно-техническое творчество молодежи) становится приоритетным в странах, где развивают высокотехнологичное производство. Однако в большинстве регионов мира отмечается дефицит научно-инженерных и IT специалистов. Количество вакансий в IT сфере превышает количество поданных резюме в 1,5 раза. В то время как в России лишь около 10% школьников выбирают ЕГЭ по информатике, а ЕГЭ по обществознанию пользуется гораздо большей популярностью (60%). Настолько серьезный разрыв между потребностями индустрии и выбором профессионального пути в школе показывает, что необходима более ранняя профессиональная ориентация, программы по поддержке STEM-образования.
Острую необходимость в научно-инженерных кадрах осознают как государство, ориентированное на технологический прогресс и рост инновационной экономики, так и IT-компании, испытывающие «кадровый голод». Со стороны государственных стратегический направлений Правительством РФ была принята «Концепция развития дополнительного образования детей», призванная изменить представление о дополнительном образовании, сделав его неотъемлемой частью основной образовательной программы. Основы Концепции осветил Александр Страдзе, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования РФ.
Участники круглого стола согласились, что бизнес-структуры могут помочь профильным программам дополнительного образования стать более конкурентными и актуальными для соответствующей индустрии, ведь основной вектор «Концепции развития дополнительного образования детей» – уйти от поддержки учреждений дополнительного образования к поддержке конкретных программ дополнительного образования независимо от места их реализации.
Примером реальной эффективности взаимодействия бизнеса и государственных структур в сфере поддержки НТТМ из зарубежной практики поделился Эли Хурвиц (Eli Hurvitz), исполнительный директор Trump Foundation, член национального совета Израиля по образованию. В Израиле был учрежден комитет по STEM образованию, включающий в себя представителей бизнеса (более 100 компаний присоединились к инициативе), государства и общества. Несмотря на то, что инициатива была запущенна совсем недавно, уже сейчас есть позитивные результаты. Так, Израиль занимает теперь 8-е место в мире по темпам роста показателей PISA по математике.
Успешные примеры кооперации государства и бизнеса в вопросах поддержки НТТМ (STEM) есть и в России. Так, в рамках программы Intel «Раскрываем таланты в каждом» реализуется проект STEM-центры. Цель проекта – повысить интерес к изучению точных, инженерных и естественных наук среди школьников, предоставив старшеклассникам возможности для развития исследовательского потенциала на базе научных лабораторий при ведущих вузах. В 2013 году в Москве, Московской области и Приволжском федеральном округе функционировало 78 STEM-центров, более 2500 школьников приняло участие в мероприятиях проекта.
«Успех проекта «STEM-центры» заключается в том, что он был создан и разработан совместно с Министерством образования, - заметила Анна Лобанова, директор департамента внешних связей корпорации Intel в России и СНГ. – Именно когда бизнес и государство смотрят в одном направлении, рождаются наиболее актуальные и конкурентоспособные образовательные программы. Сейчас проектом интересуются различные регионы, и уже в следующем году мы планируем федеральное расширение проекта».
В развитии НТТМ заинтересованы и организации гуманитарного профиля: все более важным становится междисциплинарное взаимодействие. Так, в ходе ММСО было подписано соглашение о намерениях между Intel и Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина. Усилия сторон будут направлены на повышение качества образования школьников, студентов и преподавателей путем формирования новых навыков и компетенций, востребованных в современном обществе.
«Студенты, занимающиеся языками, журналистикой, литературой тоже могут найти свое направление в НТТМ. В Институте Русского языка существует специальный центр технологической поддержки образования. Например, реализуются проекты по созданию инновационных изданий, журналов, с использованием современных информационных технологий и таких пересечений можно найти очень много, – отметила Елена Павличева, начальник отдела обслуживания компьютерного и сетевого оборудования ГосИнститута Русского языка им. А.С. Пушкина.
На выставке в рамках ММСО корпорацией Intel были представлены актуальные технологические решения и программы для общего и дополнительного школьного образования с фокусом на развитие научно-исследовательской деятельности учащихся: профессиональное сообщество для учителей «Образовательная Галактика Intel» и онлайн конференция «Новая школа: мой маршрут», школьный мобильный компьютер Intel Education Solutions в форм-факторе 2в1 и использующие его школьные лаборатории и ПО от российских партнеров, а также проекты старшеклассников на основе макетной платы Intel Galileo.