"Ростелеком" и "Комстар" уже начали тестирование новых стыков между своими сетями по всей России. Заключив новый пиринговый договор, партнеры-конкуренты рассчитывают улучшить качество доступа абонентов к контент-ресурсам друг друга и в перспективе сэкономить на сетевых CAPEX.
Инициатором сделки выступил "Ростелеком", политика которого на оптовом рынке интернет-трафика с присоединением межрегиональных компаний (МРК) радикально меняется. До начала консолидации оператор продавал магистральный Интернет альтернативным провайдерам, но крупнейшими покупателями выступали все же МРК "Связинвеста". С их присоединением ключевым для "Ростелекома" становится рынок B2C, а главной задачей - использование преимуществ в конкуренции за конечного интернет-пользователя. При этом после объединения "Ростелеком" с учетом МРК по географии охвата и количеству абонентов высокоскоростного доступа в Интернет будет безусловным лидером.
Теперь "Ростелеком" стремится стать в сознании всех категорий российских потребителей поставщиком Интернета №1. "Наша задача - предложить конечным пользователям лучший по качеству Интернет, - говорит коммерческий директор ОАО "Ростелеком" Павел Зайцев. - Для этого компании нужна новая система отношений, во-первых, с крупнейшими интернет-провайдерами, а во-вторых, с владельцами самых посещаемых российских интернет-ресурсов".
Сегодня операторы начали экспансию в регионы и столкнулись с теми проблемами, которые "Ростелеком" решал на протяжении последних нескольких лет и наконец успешно решил. "Во время переговоров мы представляем объективные показатели связности нашей сети - например, наши позиции в рейтингах независимого агентства Renesys. Мы открываем данные по своим капитальным вложениям, в частности в оптимизацию стыков с сетями провайдеров по всей стране. Они подтверждают, что организовывать стыки с "Ростелекомом" сегодня интересно всем", - рассказал Павел Зайцев.
Пойти на перестройку взаимодействия конкурентов подтолкнула также небывалая загрузка магистральных сетей операторов и некоторых сетей доступа в крупнейших городах. "За последний месяц трафик по сети "Ростелекома" увеличился в среднем на 150 Гбит/с, на определенных участках сети "Комстара" - на 100 Гбит/с, - говорит начальник отдела взаимодействия с интернет-провайдерами департамента продаж операторам "Ростелекома" Алексей Рогдев. - И продолжает расти. Поэтому "Ростелекому", как и "Комстару", важно, чтобы трафик распределялся оптимальным образом". Рогдев объясняет это простым примером. Сейчас при обмене данными между абонентами "Уралсвязьинформа" и "Комстара", находящимися в соседних зданиях, файлы могут проходить тысячи километров до Москвы и обратно, а иногда идут и через Европу, создавая лишнюю нагрузку на магистральные сети. Значительно сократить этот путь операторы могут, состыковав сети не только в Москве, но и в регионах.
"Между клиентами "Ростелекома" и "Комстара" проходит много интернет-трафика. Сокращение длины маршрутов прохождения этого трафика позитивно скажется на качестве оказываемых клиентам обеих компаний услуг, - отмечает директор по развитию сервисных платформ и сетей "Комстара" Виктор Белов. - Пиринг - обмен трафиком между интернет-сетями - это обоюдовыгодное взаимодействие, и операторы идут друг другу навстречу".
Именно поэтому, по словам менеджеров "Ростелекома", их задача - осуществить прямые стыки с такими операторами, как "Комстар-ОТС", "ВымпелКом", и рядом других. "Приближать любой обмен трафиком к клиенту, создавать контент шаговой доступности - благо для любого провайдера. "Ростелеком" открыт крупным игрокам рынка, готов к новым пиринговым соглашениям, созданию новых сетевых стыков в центре и, главное, в регионах", - уверяет Павел Зайцев.
"Часть трафика будет проходить более коротким маршрутом, внутри России, минуя зарубежную часть сети "Комстар", - поясняет Виктор Белов. - На конкретных числовых показателях значительно это никак не скажется, однако в целом позитивно повлияет на связность сети Интернет внутри России".
Причем, по словам Павла Зайцева, локализация трафика в регионах путем организации стыков - лишь первый инструмент оптимизации капитальных затрат на развитие сети. "Ростелеком" разрабатывает планы строительства CDN (content delivery network) - распределенной сети унифицированных контент-ресурсов, которые можно продавать как услугу по всей стране.
Алексей Рогдев поясняет: "Например, один из популярных российских видеопорталов расположен на нескольких мощных хостинговых площадках в столице, но и они уже не справляются с валом обращений пользователей из регионов. Иначе говоря, ресурс не отдает пользователям весь запрашиваемый ими трафик. После создания CDN контент может быть распределен по сети дата-центров "Ростелекома" в соответствии с популярностью и географической привязкой запросов к нему из регионов России. Таким образом, использование возможностей CDN-сети упростит и работу контент-провайдеров, создаст возможности для взаимовыгодного сотрудничества с "Ростелекомом".
Кроме того, создание CDN тесно связано со стартовавшим недавно проектом строительства единого распределенного дата-центра "Ростелекома", одной из задач которого будет обеспечение потребностей проекта по созданию электронного правительства.
Менеджеры "Ростелекома" полагают, что ситуация фактически бесплатного использования контент-провайдерами дорогостоящей инфраструктуры интернет-операторов подходит к концу. "Операторы не смогут вечно тащить практически бесплатный трафик тысяч контент-провайдеров от Москвы до Владивостока. Но мы готовы договариваться. Мы дадим производителю контента более легкий и быстрый доступ к аудитории. Контент-провайдерам следует объединять усилия с интернет-провайдерами и вместе двигаться к потребителю", - добавляет Алексей Рогдев.
Помимо CDN "Ростелеком" планирует внедрение на своей сети системы DPI (deep packet implementation), которая позволяет различать и отдельно учитывать трафик каждого абонента и даже конкретного клиентского приложения. Так, в будущем оператор планирует получить рыночные рычаги регулирования активности пользователей различных типов интернет-приложений, от корпоративной почты до торрент-сетей и Skype. Система позволит разделять и специфицировать различные группы пользователей и обеспечивать их необходимыми интернет-услугами, начиная от сервиса типа "Защищенный детский Интернет" и заканчивая бизнес-услугами для сегмента SOHO.
"Когда на "последней миле" абонентов становится слишком много, а их аппетиты - безграничными, многие готовы платить за гарантированное место и гарантированное качество своего трафика. С внедрением DPI в сети "Ростелекома" фактически становится возможен персональный Интернет", - убежден Павел Зайцев.