Представители интернет-индустрии предложили внести в антипиратский законопроект, который готовит рабочая группа при Минкомсвязи, понятие «торренты». Об этом «Известиям» рассказал глава Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. В антипиратском законопроекте Минкультуры (именно его взяла за основу рабочая группа) используются слишком широкие и неопределенные формулировки: согласно им, владелец сайта должен по жалобе правообладателя блокировать вообще все ресурсы и страницы, которые помогают найти в Сети контрафактный контент.
В предложенных Минкультуры поправках в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (копия есть у «Известий») владельцев сайтов и провайдеров хостинга хотят обязать в случае жалобы правообладателя ограничивать доступ к «информации, содержащей объект авторского права или смежных прав». А также к «информации, необходимой для его получения с использованием сети интернет». Вторая формулировка, по мнению представителей интернет-отрасли, является слишком неопределенной. Фактически администрацию поисковиков хотят обязать «чистить» результаты поиска, а всех владельцев сайтов — уничтожать ссылки на пиратские материалы, в том числе в пользовательских комментариях.
— Сейчас формулировка в законе некорректна, — считает директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. — Под нее попадают даже обычные гиперссылки, в том числе и те, которые размещаются в поисковых системах. Мы считаем, что эту фразу необходимо ликвидировать.
При этом предложенные тем же Минкультуры поправки Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предусматривают крупные штрафы для владельцев сайтов и провайдеров хостинга, не выполнивших в срок предписания по досудебной блокировке размещенного контента. Юридическим лицам грозит штраф до 1 млн рублей за каждый факт нарушения.
По словам Плуготаренко, интернетчики предлагали сузить формулировки закона — внести в него понятие торрентов. Но, по мнению других участников рабочей группы, это слишком узкий, технический термин.
— Бизнес торрент-трекера мало отличается от бизнеса любого сайта, где размещен пиратский контент, — заявил «Известиям» другой участник рабочей группы, гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии Леонид Агронов. — Они все предлагают доступ к контенту в обмен на просмотр рекламы или оплату за более высокую скорость скачивания. Для нас, правообладателей, эти сайты, вне зависимости от технических особенностей, неразличимы.
— В интернете существует огромное количество технических и околотехнических терминов, обозначающих различные сетевые службы и процессы, — рассказывает эксперт по интернет-праву Антон Богатов. — Я не вижу нужды в их легальном определении — тем более что это представляет собой непростую задачу: понадобится определять термины, входящих в это определение, и т.д. С моей точки зрения надо бороться не с инструментом (торрент-трекер и т.п.), а с неправомерным использованием этого инструмента.
Правообладатели хотят ввести в законопроект более общее понятие — «вредоносный сайт». Такие сайты предполагается блокировать.
— Критерии — неоднократное распространение пиратского контента сайтом и коммерческое использование этого контента. Сайты, которые систематически не занимаются распространением авторского контента, не являются вредоносными, — рассказывает Агронов.
По мнению Левовой, наказывать за ссылки в любом случае не вполне корректно.
— Необходимо дискриминировать не тот сайт, где есть ссылка на пиратский контент, а тот, где этот контент непосредственно размещен, — считает она.
Представители Минкомсвязи не прокомментировали свою позицию по формулировкам еще не готового законопроекта.
Торрент — популярная технология обмена файлами через интернет. На специальных сайтах (торрент-трекерах) можно найти информацию, необходимую для скачивания нужного файла (например, фильма или музыкальной записи) у других пользователей. При этом на самом торрент-трекере фильмы или музыка не хранятся, поэтому правообладателям сложнее засудить такой сайт за распространение пиратского контента.
Александр Богданов