Интернет-продавцы сами пришли к судебным приставам

Они просят чиновников разработать механизм, обязывающий онлайн-магазины других стран исполнять решения российских судов.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) просит судебных приставов разработать механизм, который обяжет недобросовестных иностранных продавцов в интернете признавать и исполнять  решения российских судов. Это облегчит жизнь покупателей, которым не удается вернуть деньги, заплаченные недобросовестным зарубежным   ритейлерам. В Национальной ассоциации дистанционной торговли между тем считают, что такой проблемы не существует — по их мнению, иностранцы лояльнее относятся к претензиям покупателей и возвращают средства быстрее, чем отечественные продавцы.

АКИТ направила соответствующее письмо директору Федеральной службы судебных приставов (ФССП), главному судебному приставу страны Артуру Парфенчикову за подписью президента АКИТ Алексея Федорова (письмо есть в распоряжении «Известий»).

Так, организация пишет: «АКИТ просит Федеральную службу судебных приставов России разработать механизм исполнительного производства в отношении иностранных лиц, расположенных на территории иностранных государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют договоры о взаимной правовой помощи по гражданским делам», отмечая, что предлагаемый механизм должен предусмотреть признание и исполнение российских судебных решений.

В АКИТ поясняют, что если потребитель купил товар ненадлежащего качества на сайте зарубежного продавца и не смог добиться у него возвращения потраченных средств, то он обращается в суд. «Суд выносит решение, а также выдает исполнительный лист о взыскании с иностранного интернет-магазина денежных средств, далее российскому потребителю необходимо возбудить исполнительное производство в отношении недобросовестного иностранного продавца», — объяснил юрист организации.

Но всё это невозможно, если между странами нет международного договора, который обязывает обе стороны признавать и исполнять судебные решения друг друга. В случае отсутствия такого договора российскому потребителю будет довольно проблематично вернуть свои средства за некачественный товар, пояснили в АКИТ.

По данным АКИТ за 2015 год, до 90% всех интернет-покупок россияне делают в Китае, 4% — в Евросоюзе, 2% — в США, остальное приходится на прочие страны. При этом распределение затрат россиян на товары в иностранных интернет-магазинах выглядит так: 49% от общих затрат приходится на Китай, 25% — на Евросоюз, по 13% — на США и прочие страны. С Китайской Народной Республикой у России есть двусторонний международный договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, а вот с Европой и Америкой — нет. 

Участвовать в разработке подобных международных договоров, а также вносить предложения в законодательные органы, с тем чтобы они инициировали внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты, может Генеральная прокуратура. Ассоциация обратилась к приставам с просьбой разработать механизм, который в дальнейшем с помощью Генпрокуратуры может быть утвержден законодательно при согласии всех заинтересованных сторон. В итоге появление подобного механизма позволит россиянам требовать возвращения средств, потраченных на товары ненадлежащего качества, купленные вне России.

Официальной статистики по количеству потребителей, которые не смогли получить свои средства от зарубежных магазинов, у АКИТ нет.

— Потому что, как правило, суммы заказов у покупателей небольшие и люди не обращаются за помощью, — сказали в организации, отметив при этом, что покупки за границей стремительно растут, поэтому проблема должна стать масштабной в обозримом будущем. За первые шесть месяцев 2016 года российский рынок интернет-торговли достиг 405 млрд рублей (+26% по сравнению с первым полугодием 2015 года). Объем трансграничной интернет-торговли за этот период составил 143,1 млрд рублей (+37%).

Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов считает проблему надуманной, поскольку пострадавших покупателей просто нет.

— Таких людей не существует, мы делали опросы среди потребителей, люди утверждают, что вернуть деньги за некачественный товар у иностранных ритейлеров проще, чем у отечественных, — сказал он.

Управляющий партнер Law Office of Fedor Kozlov & Associates Федор Козлов считает, что «сейчас объективно ощущается бессилие российских судов в отношении иностранных онлайн-магазинов, причем это касается и агентов стран, заключивших с Россией соглашения о правовой взаимопомощи, — Вьетнама и Китая». Однако реализация предложений АКИТ, по его мнению, маловероятна, так как «международная конъюнктура не благоприятствует заключению новых договоренностей со странами Запада». А любые силовые решения вопроса неэффективны: блокировку сайтов легко обойти.

Федор Козлов напомнил, что Россия имеет договоренности, предусматривающие оказание правовой помощи, с такими странами как Албания, Алжир, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Греция, Египет, Индия, Ирак, Иран, Испания, Италия, Кипр, Китай, КНДР, Куба, Латвия, Литва, Эстония, Молдова, Монголия, Польша, Румыния, Тунис, Чехия, Словакия и Сербия.

Евгения Перцева

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: электронная торговля, интернет-магазин