Объем рынка интернет-торговли в России в первом полугодии 2016 года вырос на 26%, до 405 млрд руб., к аналогичному периоду прошлого года, говорится в исследовании АКИТ, подготовленном вместе с "Почтой России" и GfK. По прогнозу, до конца года он достигнет 900 млрд руб., увеличившись на 18,4% к 2015 году. Падение темпов роста рынка к концу года вызвано плохими результатами первого полугодия 2015-го, когда "рынок чувствовал дыхание кризиса", объясняет исполнительный директор АКИТ Антон Соколов: "На этом фоне январь-июнь 2016 года смотрятся хорошо, получился отложенный эффект".
Трансграничная торговля растет темпами, опережающими внутренний рынок. Доля импорта на российском рынке e-commerce за январь-июнь 2016 года увеличилась на 37%, до 143,1 млрд руб. По итогам всего года эксперты ожидают роста на 45%, до 320 млрд руб. Таким образом, доля трансграничной торговли в онлайн-ритейле может вырасти с 29% в 2015 году до 35% в 2016 году.
По данным АКИТ и "Почты России", количество входящих международных отправлений за январь-июнь 2016 года выросло более чем вдвое, на 102%, тогда как число заказов на внутреннем рынке увеличилось лишь на 5%. "Почта России" за этот период обработала 98,7 млн международных отправлений с товарными вложениями — это более чем вдвое превышает показатель первого полугодия 2015 года, уточняют во ФГУПе.
Доля Китая в онлайн-импорте продолжает оставаться подавляющей — 90%. На Евросоюз приходится 4%, США — 2%, остальные страны — 4%. Большое количество дешевых покупок в Китае приводит к тому, что средний чек 64% покупок не превышает €22, а более 95,8% заказов попадают под беспошлинный порог в €150, констатируют в АКИТ.
В России интернет-пользователей больше, чем в любой стране Европы, отмечается в исследовании. Так, по данным GfK, в 2015 году среди них было 84 млн человек старше 16 лет, 50 млн из которых пользовались мобильным интернетом. Таким образом, в стране сосредоточен "огромный потенциал для роста интернет-торговли", доля которой в общем обороте ритейла сегодня не превышает 3,5%, тогда как в США составляет 10%, а в Великобритании — 13%, подчеркивают в АКИТ.
Коммерческий директор "Юлмарта" Олег Пчельников называет ситуацию на рынке онлайн-торговли "относительно стабильной". Курс рубля закрепился в коридоре 65-67 руб. за доллар и фактически обеспечил потребителя постоянными ценами на основные группы товаров, отмечает он. При этом с начала года "Юлмарт" фиксирует постепенное восстановление интереса к некоторым товарам в категории техники и электроники. Так, например, прирост к 2015 году демонстрируют компьютеры и комплектующие к ним, а также цифровая электроника, говорит господин Пчельников.
Поведение покупателей изменилось, считает соучредитель и управляющий директор Lamoda Нильс Тонзен. "Покупатели масс-маркета стали больше обращать внимание на цены и скидки, хотя покупателям премиум-товаров по-прежнему важен и бренд, и цена",— говорит он. Продажи одежды премиального сегмента выросли на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, оценивает господин Тонзен.
"В поведении покупателей мы видим два тренда: люди все больше покупают онлайн, но, с другой стороны, они более чувствительны к цене, ищут все выгодные ценовые предложения, акции, более дешевые товары",— рассказывает гендиректор Ozon.ru Дэнни Перекальски. При этом в Ozon.ru предоплаченные заказы растут на уровне 40%, а значит, растет и доверие пользователей к интернет-покупкам, добавляет он. Господин Перекальски прогнозирует рост внутреннего российского рынка по итогам 2016 года на 10%, что близко к оценке АКИТ — 7,2%.
Роман Рожков