По данным "Ъ", заявление с требованием провести проверку и возбудить уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, а также выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) в СУ СКР по Южному округу Москвы подал представитель 21-летнего уроженца Сирии Ратеба Алфануса. Несколько лет назад, после начала боевых действий на его родине, молодой человек приехал с родственниками в Москву, где поступил на учебу в один из столичных вузов и получил вид на жительство в России. Как следует из поданного в СКР заявления, 8 марта этого года молодой человек находился у себя в квартире на Кировоградской улице. Его IPhone 5S (он приобрел его пару лет назад) находился на зарядке от сети. Примерно в 12:30 сирийцу позвонили по телефону. Ратеб Алфанус взял трубку в руки, но разговор, по его словам, продлился всего пару секунд. Как утверждают представители потерпевшего, IPhone фактически взорвался, а его хозяин получил удар током. Как следует из медицинских документов, молодой человек терял сознание и у него были перебои в сердечной деятельности. Его близкие вызвали скорую, которая доставила пострадавшего в 36-ю горбольницу. Состояние пациента врачи оценили как тяжелое и отправили в реанимацию ожогового отделения, где ему поставили окончательный диагноз — "электротравма с поражением центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы". Кроме того, как указано в выписном эпикризе, врачами были отмечены "электроожоги I-II-III АБ степени правой ушной раковины, кисти, надплечья справа — 0,5% поверхности тела". Через несколько дней господина Алфануса перевели из реанимации в ожоговое отделение, откуда он, чуть оправившись, выписался в удовлетворительном состоянии. Некоторое время назад господин Алфанус обратился вместе со своим адвокатом Вадимом Багатурией в СКР, попросив провести проверку по факту происшедшего с ним. "С учетом того, что смартфон находился в исправном состоянии, правила его использования потребителем не нарушались, имеются признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ в действиях производителя и дистрибутора продукции Apple в Российской Федерации",— сказано в обращении к следствию. По данным "Ъ", заявление сирийского студента зарегистрировано в установленном законом порядке и по нему уже начата соответствующая проверка. Судя по всему, она продлится не менее месяца, так как, помимо прочего, необходимо будет назначить и провести несколько экспертиз, в частности, судебно-медицинскую для установления тяжести вреда здоровью студента, а также комплексную трассологическую и товароведческую экспертизу, которая должна установить, какой именно телефон и почему допустил хлопок и удар током и как это связано с травмами его владельца. Как утверждает представитель потерпевшего студента, до инцидента 8 марта к работе смартфона никаких претензий не возникало, и отправлять его в ремонт не было необходимости. При этом заряжался он якобы он штатного устройства.
Адвокат Багатурия отмечает, что если раньше к производителям смартфонов подавались иски в рамках защиты прав потребителей, то расследование, которого он добивается, "может стать прецедентным, поскольку речь идет об уголовной ответственности менеджеров, отвечающих за безопасность продукции бренда". Кстати, по ч. 1 ст. 238 УК им в худшем случае грозит до двух лет лишения свободы.
В российском подразделении компании Apple ООО "Эппл рус", которому, собственно, и адресуются претензии травмированного студента, на официальные запросы "Ъ" оперативно не ответили.
Сергей Сергеев