Трансграничное падение
По данным АКИТ, в 2019 году впервые за шесть лет количество международных отправлений с покупками россиян из иностранных онлайн-магазинов сократилось на 7,1% — до 323,3 млн штук. По оценкам ассоциации, покупательская аудитория всего рынка e-commerce (локального и трансграничного) составила 47,2 млн человек. До этого момента показатель рос и, как правило, двузначными темпами. В 2018 году число посылок составило 348 млн штук, что на 19,2% больше, чем в в 2017 году.
В прошлом году россияне в основном совершали покупки в Китае — на заказы из этой страны пришлось 59,7% от общего объема. Далее следует Европа: на Италию пришлось 9,9%, Германию — 4,8%, Великобританию — 2,2% и т.д.
В денежном выражении рынок трансграничной торговли вырос в прошлом году на 31% до 586 млрд рублей, посчитали в АКИТ. Одежда и обувь по-прежнему были самыми популярными категориями: на них пришлось 36,8% объема всех покупок, на цифровую и бытовую технику — 32,2%, автозапчасти и автоаксессуары, а также товары для красоты и здоровья — по 7,7%.
Долго и дорого
По словам президента АКИТ Артема Соколова, с 2016 года в России активно развивались онлайн-площадки с китайскими товарами, новые компании энергично выходили на рынок. Как правило, они стремились подстегнуть интерес потребителей: предоставляли им скидки, бонусы, а также предлагали небольшие суммы для первых покупок. Россияне увлеклись товарами, стоимость которых была незначительна по сравнению с тем, что можно было видеть в обычных магазинах в нашей стране.
Но сейчас ситуация изменилась. Объем трансграничного рынка хотя и вырос в денежном выражении, динамика его развития замедлилась. По словам эксперта, можно выделить несколько факторов, оказавших на это влияние. Один из них технический: крупные зарубежные площадки стали консолидировать отправки от разных продавцов в одну посылку для экономии на логистике. Но повлияли и новые правила импорта, введенные в России в прошлом году: снижение лимита беспошлинного ввоза с €1 тыс. до €500 в месяц.
— Более того, на потребителях сказались длительные сроки доставки товаров из Поднебесной и рост цен на товары из этой страны, — сказал Артем Соколов. — Негативное влияние оказал и информационный фон относительно эпидемии в конце года: некоторые люди просто боялись делать заказы в Китае, ровно как и китайские продавцы не могли осуществлять отправку. А основной объем продаж всегда приходится именно на конец года.
Тем не менее доля трансграничной торговли на нашем рынке остается существенной, уверил он.
Денег нет и не будет
Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов подтвердил «Известиям», что количество международных отправлений за прошлый год, действительно, упало. Также снизился средний чек покупок за рубежом — с $9 до $7. Это связано в первую очередь с тем, что насыщение рынка трансграничной торговли уже произошло и его развитие притормозилось. Цены на продукцию росли, что также усугубило положение. Сыграло свою роль и то, что часть площадок, которые занимаются продажей китайских товаров, приостановили свою рекламную активность в РФ по разным причинам.
По прогнозам Александра Иванова, в этом году на онлайн-торговле России с Поднебесной существенно скажется коронавирус. Транспортные ограничения приведут к тому, что количество посылок к концу года сократится на 40–50%.
Директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов согласен, что в этом году количество заказов из-за границы продолжит сокращаться. Это произойдет по нескольким причинам: из-за карантинных мер против коронавируса, закрытия границ, которое нарушило логистику поставок товаров, а также девальвации рубля вместе со снижением порога для уплаты пошлины (с 1 января 2020 года лимит снизился до €200).
В пресс-службе AliExpress Россия «Известиям» сказали, что сокращение количества отправлений связано, в первую очередь, со снижением порога беспошлинного ввоза и необходимостью уплачивать пошлину в 30% при его превышении. В 2019 году в компании не заметили резкого падения недорогих заказов, а их доля в трансграничной электронной торговле составляет более 80%. В AliExpress не согласны с прогнозами и считают, что рынок трансграничной торговли будет расти в этом году — на уровне 15-18%. Основными драйверами станут ценовая политика китайских продавцов и сокращение сроков доставки товаров.
В Минпромторге и ФТС на момент публикации не ответили на запросы «Известий» о причинах падения трансграничного рынка онлайн-торговли в натуральном выражении. «Почта России» также не предоставила комментариев.
Евгения Перцева