Вопреки популярности темы беспилотного транспорта по всему миру, она все больше вызывает скепсиса у населения. Такими наблюдениями с участниками вчерашней пленарной сессии, посвященной новым бизнес-моделям и навигационным и цифровым технологиям в логистике людей и вещей, XIII Международного навигационного форума поделился директор практики Arthur D. Little Вадим Панарин. "Несмотря на то, что в последние годы очень активно развиваются технологии беспилотных автомобилей, доверие населения к беспилотникам заметно снизилось", – заявил он. Например, если в 2015 г. на вопрос "Готовы ли вы воспользоваться полностью беспилотным автомобилем?", положительно отвечали в среднем по миру около 64% опрошенных, то в 2018 г. – уже 57%. В России уровень доверия к автономным автомобилям еще ниже – всего 51%. По данным компании, уровень одобрения упал во всех развитых странах, поскольку углубленное понимание технологии вызывает беспокойства у населения.
Впрочем, этот парадокс вовсе не отменяет тренда на беспилотность, делает оговорку Вадим Панарин. "Скорее просто все мы уже начинаем понимать, что беспилотные автомобили – это не вопрос какого-то отдаленного будущего, а это вопрос завтрашнего или уже практически сегодняшнего дня", – поясняет он. Говоря о мотивации на использование беспилотного транспорта, специалист Arthur D. Little указывает на различие в подходах россиян от жителей других стран. Отвечая на вопрос о том, что делает беспилотные автомобили особенно привлекательными, соотечественники назвали самой важной возможность пользоваться автомобилем после употребления алкоголя и медицинских препаратов, тогда как респонденты со всего мира – возможность пользоваться автомобилем несмотря на физические ограничения.
Перспективы автомобилей с технологией автономного движения в России во многом будут зависеть от модернизации транспортной инфраструктуры, доступности технологий автономного вождения для разных ценовых сегментов и регуляторной средой, полагает директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Денис Пак.
Представитель Минпромторга напомнил о том, что в России есть несколько проектов по разработке собственных систем автономного вождения. Среди них адаптация серийно выпускаемых легковых автомобилей (например, ООО "Яндекс"), легких коммерческих грузовых автомобилей (ПАО "КамАЗ", ООО "КБ Аврора"), а также новых типов полностью автономных видов транспорта ("ШАТЛ" ФГУП "НАМИ", см. новость ComNews от 14 июня 2018 г.).
При этом существует множество барьеров для внедрения технологий. В их числе Денис Пак назвал отсутствие развернутых сетей 5G (отсутствие инфраструктуры), неготовность компонентов и технологий (систем технического зрения, систем принятия решений) и неприспособленность законодательства к отсутствию на борту водителя. Попытки устранить барьеры на пути беспилотного транспорта предпринимает рабочая группа НТИ "Автонет" (площадка для обмена мнениями государства, бизнеса и потребителей и поддержки тематических проектов).
В прошлом году уже был сделан важный шаг в этом направлении – было подписано постановление Правительства РФ (ПП РФ от 26.11.2018 №1415) "О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств" в Москве и Татарстане до 1 марта 2022 г., акцентировали внимание собравшихся несколько выступающих. В этом эксперименте могут принять участие все желающие.
По словам президента НП "Глонасс", соруководителя Рабочей группы НТИ "Автонет" Александра Гурко, шесть компаний уже изъявили желание участвовать в этом проекте. Сейчас эти компании проходят сертификацию и испытания в НАМИ. "Мы надеемся на то, что летом (2019 г. – прим. ComNews) на дорогах появятся автомобили этих шести компаний", – поделился планами он. Согласно презентации представителя НП "Глонасс", начать опытную эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств в этом году планируют "КамАЗ", "КБ Аврора", Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Университет Иннополис, АО "Научно-конструкторское бюро вычислительных систем" ("НКБ ВС") и "Яндекс".
Генеральный директор "Яндекс.Такси" Тигран Худавердян сделал акцент на том, что беспилотный автомобиль станет доступным только тогда, когда он будет безопаснее, чем человек. "Она (технология – прим. ComNews) должна быть не просто безопаснее, а в 10 раз безопаснее, чтобы человек, наконец-то, ей доверился", – подчеркнул он. Хотя он разделил чаяния всех собравшихся по поводу сложностей на пути внедрения беспилотного транспорта. Тем не менее, он дал достаточно оптимистичные прогнозы – по его оценкам, вопрос должен решиться в ближайшие два-три года.