Железногорское АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» выиграло тендер на поставку двух спутников вещания — «Экспресс-103» и «Экспресс-80», которые будут строиться для ФГУП «Космическая связь» (ГПКС). Результаты конкурса были объявлены 30 апреля. Как рассказал «Известиям» информированный источник в руководстве госкорпорации «Роскосмос», глава «Решетнёва» Николай Тестоедов уже позвонил главе ГПКС Юрию Прохорову и поблагодарил за оказанное доверие. Сам Прохоров комментировать итоги конкурса отказался, отметив, что он носил закрытый характер и его ход, равно как и результаты, могут комментировать сами участники. Контракт для подписания будет передан победителю тендера в течении двух недель, отметил Прохоров.
За два космических аппарата ГПКС готова заплатить 15,5 млрд рублей, взяв на себя валютные риски (госкомпания готова сама оплатить целевое оборудование, которое в любом случае будет покупаться у зарубежного производителя).
На конкурс было подано две заявки: от «ИСС имени Решетнёва» и РКК «Энергия», представленного совместным предприятием с Airbus — «Энергия САТ».
Близкий к руководству ГПКС источник сообщил, что заявка от «Решетнёва» выигрывает по цене — российский производитель заявил цену на 1,2 млрд рублей ниже, чем «Энергия САТ».
С точки зрения уровня технического решения и сроков поставки мы в обоих случаях получим сопоставимое решение, основанное на передовых зарубежных технологиях. Если выиграл «Решетнёв», то на российскую спутниковую платформу установят целевое оборудование, произведенное Thales Alenia, а если бы выиграла «Энергия САТ», то целевое оборудование было бы от конкурента — Airbus Defence and Space (ADS).
Еще 2 года назад ГПКС устраивал более представительные и открытые тендеры: в январе 2014 года на конкурсе ГПКС соревновались Airbus Defence and Space, канадская корпорация MDA, китайская промышленная корпорация «Великая стена» и «Решетнёв».
С тех пор многое поменялось — после истории с отказом передать России вертолетоносец «Мистраль» военно-промышленная комиссия приняла решение не закупать оборудование двойного назначения (спутники вещания к ним относятся, с их помощью обеспечивается связь для руководства страны) за рубежом. Это не значит, что спутники будут целиком российскими, но отечественной будет платформа, на которую установят зарубежное целевое оборудование. И сами аппараты будут строиться в РФ — не отдать нам их целиком производитель точно не сможет, есть риск запрета на ввоз той или иной комплектации (что в последнее время случается регулярно, влияя на срок запусков космических аппаратов).
Поэтому на тендер за «Экспресс-103» и «Экспресс-80» ГПКС пригласила только россиян — РКК «Энергия», «ИСС имени Решетнёва» и Объединенную ракетно-строительную корпорацию. Несмотря на «родственные» связи между всеми тремя компаниями (они входят в госкорпорацию «Роскосмос»), по утверждению члена конкурсной комиссии, тендер проходил с соблюдением всех положенных процедур, процедуру вскрытия конвертов фиксировали на видеокамеру.
Согласно ранее опубликованным планам ГПКС в отношении спутниковой группировки, до конца 2018 года предприятие намерено запустить на геостационарную орбиту четыре новых аппарата — «Экспресс-АМУ3», «Экспресс-АМУ7», «Экспресс-80» и «Экспресс-103», параллельно из эксплуатации планируется вывести пять старых аппаратов. Стоит отметить, что «Экспресс-80» и «Экспресс-103» планируется вывести на орбиту парным запуском, то есть одной ракетой, предоставляемой «Роскосмосом» за счет бюджета Федеральной космической программы (ФКП сроком действия 2016–2025 годы). По сути, это «долг» «Роскосмоса» за неудачный запуск аппарата «Экспресс -AM4R», который был утрачен из-за нештатной работы «Протона». Другие спутники, выводимые на орбиту в период действия ФКП 2016–2025, ГПКС планирует запускать за счет внебюджетных источников.
Иван Чеберко