Исследование качества мобильного интернета и качества голосовых вызовов при помощи мессенджеров в центре Москвы

Специалисты аналитического агентства Mobile Speed Rating (MSR) протестировали покрытие и скорость мобильного интернета в сетях 3G и 4G в условиях повседневного пользовательского опыта: на пешеходных улицах, в торговых и бизнес-центрах, в парках и вблизи станций метро в пределах Садового кольца.

Замеры проводились в будние дни с 11.00 до 19.00 часов в период с 20 сентября по 20 ноября 2017 года.

Для замеров скорости мобильного интернета было использовано собственное программное обеспечение, а также пользовательские терминалы различных производителей: iPhone 7, Samsung Galaxy S7, Samsung Galaxy S8, HTC 10, Huawei Honor 9, Sony Xperia XZ1, Xiaomi Mi6, Meizu Pro 7 и Asus ZenFone 4.

В сети 3G с довольно существенным отрывом лидируют МТС – 10,6 Мбит/c и Tele2 – 9,2 Мбит/c. Данные скорости позволяют комфортно пользоваться абсолютно всеми сервисами на смартфонах, включая потоковое аудио, видео в высоком разрешении и загрузку тяжелых файлов. Скорости Мегафона и Билайна в центре столицы ниже, чем у лидеров: Мегафон – 7,1 Мбит/c, Билайн – 5,1 Мбит/c. В то же время и эти скорости будут довольно комфортными для пользователей с бюджетными аппаратами.

В сети LTE наиболее высокие показатели у Мегафона и МТС. Разница в скоростях этих операторов составила менее 1 Мбит/с. В разы проигрывают лидерам сети 4G Tele2 – 12,5 Мбит/c и Билайна – 8 Мбит/c. При этом эксперты MSR отмечают, что итоговое лидерство Мегафона и МТС по скорости мобильного интернета в сети 4G практически не дает их абонентам в центре Москвы никаких преимуществ перед абонентами Tele2 и Билайна, так как на настоящий момент практически не существует массовых пользовательских моделей использования смартфонов, которые требовали бы скоростей существенно больших, чем 8-12 Мбит/c. Результаты замеров скорее показывают запас прочности сетей операторов, их эластичности и емкости.

Вывод: работа сетей 3G и 4G в центре Москвы близка к идеальной у всех операторов, даже с учетом высоких нагрузок, большого количества пользователей и постоянно растущего трафика. Исходя из опыта анализа качества мобильных сетей в крупных городах, можно заключить, что в границах Садового кольца построена образцовая сеть передачи данных с точки зрения загрузки файлов на смартфон, и ее с уверенностью можно назвать лучшей в России.

Замеры качества голосовых вызовов при помощи мессенджеров

Замеры качества и устойчивости голосовых соединений, совершенных посредством мессенджеров WhatsApp и Telegram, специалисты MSR проводили следующим образом: с пользовательских терминалов было совершено по 100 звонков продолжительностью 60 секунд из разных точек ЦАО в сети каждого оператора с использованием в равных долях двух популярных приложений-мессенджеров. В режиме замеров звонки производились из сетей 3G и 4G, в зависимости от присутствия соответствующего покрытия у тестируемого в данный момент оператора. Прием звонка каждый раз осуществлялся на одном и том же терминале, подключенном к высокоскоростному стабильному каналу фиксированного интернета.

В рамках данного исследования было посчитано количество инцидентов для сети каждого оператора. Под инцидентом понимается обрыв разговора, зависание не менее чем на 3 секунды, повторный набор, критичная неразборчивость речи.
Цель данных замеров заключалась не столько в проверке непосредственно звонков через приложения, количество которых по сравнению с традиционными находится на уровне статистической погрешности, сколько в анализе качества сетей операторов по таким показателям как настройка инфраструктуры связи, емкость и стабильность работы сети. Именно эти показатели имеют основное значение для качества звонков через мессенджеры.

Показатели операторов «большой тройки» при звонках через мессенджеры в сети 3G примерно равны, однако при этом достаточно далеки от идеального пользовательского комфорта. В сети Tele2 более трети звонков обрывались или голос собеседника становился неразборчивым. Эксперты MSR объясняют данные результаты недостаточно качественными настройками сети Tele2, который строил сеть в Москве в сжатые сроки, в связи с чем ему необходимо время для ее более качественной оптимизации. Билайн, МТС и Мегафон, в свою очередь, имели гораздо больше времени для отладки собственных сетей.

В сети 4G показатели всех операторов примерно на одном уровне, и голосовыми сервисами абоненты могут пользоваться с относительным комфортом. В то же время стабильность работы пока далека от стандартов традиционных мобильных голосовых услуг, которые операторы осуществляют в сетях 2G и 3G.

«С развитием сервиса VoLTE (Voice over LTE — голос по LTE) и увеличением количества смартфонов, поддерживающих эту технологию, операторы уже в ближайший год нивелируют преимущества мессенджеров в скорости дозвона или даже превзойдут приложения по данному показателю. В случае с голосовыми сервисами мессенджеров трудно прогнозировать скорый рост качества этих услуг в мобильных сетях, хотя бы потому, что операторы не сильно заинтересованы в точечных настройках сети специально для потенциальных конкурентов», - отметил управляющий директор аналитического агентства MSR Сергей Вильянов.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Web

Ключевые слова: мобильный Интернет, Билайн, МТС, 3G, МегаФон, 4G, мессенджеры