В пятницу в Минкомсвязи прошел совет по развитию информационных технологий, на котором, в частности, присутствовали представители Mail.ru Group, «Яндекса», ABBYY, нескольких венчурных фондов, в том числе Almaz Capital, Runa Capital и ряд других компаний. На встрече с министром связи Николаем Никифоровым и его заместителем Марком Шмулевичем IT-сообщество обсуждало вопросы образования специалистов, имидж отрасли и глобальную конкуренцию ИКТ-индустрии, рассказали РБК daily несколько участников данного заседания.
На совете гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин предложил регулятору сократить налоговое бремя для компаний, которые тратят средства на образование и дополнительное обучение своих специалистов. «На данный момент российское законодательство построено таким образом, что компаниям приходится платить налоги даже с тех средств, которые они дают вузам в виде грантов на обучение одаренных студентов, — говорит г-н Гришин. — При этом существует обширная мировая практика, когда выделенные средства не облагаются налогами. Ее нужно применить в России, это позволит увеличить объемы средств, которые бизнес будет отдавать на образовательные нужды».
«Есть еще один вариант, который на совещании озвучили представители отрасли, — говорит президент некоммерческого партнерства «Руссофт» Валентин Макаров, который также был на встрече. — Можно стимулировать инвестиции компаний в переподготовку кадров за счет предоставления региональных или федеральных грантов на переподготовку и повышение квалификации разработчиков ПО, а также специалистов в области ИКТ. При этом сумма из бюджета будет равна половине стоимости обучения, остаток суммы будет покрывать работодатель».
Почти все участники встречи, среди которых был гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож, а также Александр Галицкий из Almaz Capital и Сергей Белоусов из Runa Capital, также предложили министерству создать на федеральном уровне агентство по поддержке экспорта программного обеспечения. «Все поступившие предложения будут обобщены, и по итогам будет принято решение о том, какие инициативы заслуживают поддержки в первую очередь», — отмечают в Минкомсвязи.
Руководитель департамента оргразвития и управления персоналом «Яндекса» Елена Бунина отмечает, что пока компания решает проблему недостатка специалистов на рынке своими силами. «У нас есть программа подготовки IT-специалистов — «Школа анализа данных». Кроме того, работают школа менеджеров интернет-проектов, школа разработчиков интерфейсов, курсы информационных технологий», — говорит она.
Виталий Петлевой