Выступивший во второй части конференции статс-секретарь, заместитель главы Минэкономразвития РФ Олег Фомичев отметил, что амбициозная задача по переводу всех федеральных, региональных и муниципальных государственных услуг в электронный вид к 1 января 2014 года, «если это прямо не запрещено законом», вряд ли будет выполнена. Объективные причины этого связаны с тем, что на взгляд ведомства, далеко не все из имеющихся услуг вообще целесообразно и экономически обоснованно полностью переводить в электронный вид. Некоторыми их них мало кто пользуется, - иногда речь идет о десятках или сотнях заявителей в год. Поэтому затраты на перевод мало востребованных услуг в электронный вид не являются оправданными. При этом, по данным Минэкономразвития, на едином портале сегодня размещена информация по 845 федеральным услугам, - из них только у 246 имеется работающая кнопка «получить услугу». По регионам ситуация еще менее приличная: из 100 тыс. региональных услуг, размещенных на портале, кнопка «получить услугу» имеется только у 5 тыс. Речь в данном случае идет, как правило, лишь о возможности подачи документов, а информация, получил ли адресат заполненную форму, оказывается вообще недоступной. В то же время, полностью электронных услуг у ФОИВ оказалось всего 30, еще 42 - у региональных органов. И в основном все они, опять же, оказались государственными услугами информационного характера.
Соответственно, по итогам проведенного анализа, Минэкономразвития предлагает принципиально изменить подход к реализации госуслуг. Во-первых, как уже отмечалось выше, - ведомство не считает правильным перевод абсолютно всех имеющихся государственных услуг в электронный вид. Для этого необходимо перейти к перечню приоритетных (условно в рамках золотой пропорции 80/20, когда 20 % государственных услуг обеспечивают 80 % всех запросов и потребностей граждан). Сегодня ведомство уже сформировало примерный перечень таких услуг и готово обсуждать его с общественностью. Во-вторых, Минэкономразвития предлагает отказаться от существующей 5-этапной системы оценки полноты оказания госуслуг. По словам г-на Фомичева, она не удобна, в нее не укладывается множество реально возникающих ситуаций, - к примеру, непонятно, к какому этапу причислить запись на прием или оплату государственной пошлины. Вместо этого ведомство предлагает переход к модульной системе, при которой услуга разбивается на набор конкретных административных действий, решение по переводу в электронный вид каждого из которых будет приниматься отдельно. Примером таких модулей могут быть проверка комплектности документов, прием заявления, запись на личный прием, предоставление результатов услуги в электронном виде или направление результатов по почте и т.д.
Кроме того, еще одним важным направлением повышения качества оказания государственных услуг в Минэкономразвития видят пересмотр и сокращение перечня документов личного хранения. По итогам проведенного анализа выяснилось, что в перспективе 1,5-2 лет при получении государственных услуг имеется возможность отказаться от использования примерно 70 % этих документов. При этом, часть документов останется в личном хранении по причине отсутствия целесообразности перевода их в режим полностью межведомственного обмена.
Заместитель главы Минэкономразвития РФ Олег Фомичев (второй слева) отвечает на вопросы собравшихся специалистов
Что же касается вопроса о сравнении эффективности оказания электронных госуслуг посредством единого портала и системы многофункциональных центров и вообще целесообразности их параллельного существования, г-н Фомичев ответил, что такие оценки не проводились, однако в Минфине такой вопрос возникает регулярно. Тем не менее, Олег Фомичев напомнил собравшимся, что для того, чтобы перевести государственную услугу в электронный вид, необходимо затратить значительные средства на ведомственную информатизацию, закупку оборудования, автоматизацию всех управленческих процессов и т.д. Каждый год на эти цели тратятся огромные бюджетные средства, однако результаты работы инфраструктуры электронного правительства в части оказания электронных госуслуг по-прежнему остаются лишь на удовлетворительном уровне.
«Поэтому, если говорить о МФЦ, то в краткосрочной и среднесрочной перспективах, на наш взгляд, они останутся одним из наиболее эффективных способов предоставления государственных услуг, поскольку позволяют очень сильно экономить на Front Office и Back Office благодаря наличию штата универсальных специалистов. При этом, мы в Минэкономразвития вовсе не противопоставляем МФЦ и портал электронных госулсуг. Напротив, - в каждом таком центре создается автоматизированная информационная система, которая подключается к СМЭВ (системе межведомственного электронного взаимодействия) и обеспечивает тот же самый электронный документооборот и получение сведений, необходимых для предоставления госуслуг. В этом смысле система МФЦ, в отсутствии оценки экономической эффективности их работы, является либо более эффективным способом предоставления госуслуг, либо, как минимум, не менее эффективной единого портала» - отметил в заключении своего выступления заместитель главы Минэкономразвития РФ Олег Фомичев.
Выступивший следом за ним директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Алексей Козырев подтвердил выводы Минэкономразвития. По его словам, на долю пяти крупнейших поставщиков сведений (ГИС ГМП Федерального казначейства, ФМС, Росреестр, ФНС и МВД) приходится 81 % всех проходящих через СМЭВ запросов. Поэтому можно утверждать, что во многом, созданная интеграционная шина работает лишь для того, чтобы интегрировать потребителей с этими пятью ключевыми поставщиками информации. И если причислить к ним еще 50 самых активных сервисов СМЭВ, то получится 99,9 % всего реально используемого функционала системы. При этом всего в СМЭВ сегодня зарегистрировано около 450 сервисов. Это означает, что на 400 оставшихся сервисов, на которые была потрачена масса усилий и они были выведены в продуктивный контур, приходится очень малая часть межведомственных запросов. По данным г-на Козырева, - за все время существования СМЭВ по этим 400 сервисам прошло всего 1193 запроса. Это еще раз доказывает тезис Минэкономразвития, что, несмотря на предписание нормативной базы о полном выводе всех государственных услуг в электронный вид, ценность приложения одних и тех же усилий оказывается в итоге разной.
Поэтому Алексей Козырев уверен, что сегодня требуются технологические решения, которые будут снижать затраты на поддержание всей системы в актуальном состоянии по обеспечению интеграционной связки всех компонентов. Кроме того, для исправления существующих сегодня проблем с функционированием СМЭВ Минкомсвязи сегодня реализует проект по ее доработке в шести ключевых направлениях. Прежде всего, это разработка каждым потребителем сведений единого адаптера к СМЭВ, внутри которого уже в виде отдельной функциональности будут предоставляться все необходимые сведения. Для решения же проблемы тестирования региональных сервисов на стороне ФОИВ, сегодня ведется создание системы самотестирования, основанной на эмуляторах федеральных сервисов. В ней можно будет тестировать взаимодействие ведомственных информационных систем с новыми сервисами уже без участия самих ФОИВ. Кроме того, будет разработана очередь гарантированной доставки, которая позволит буферизовать сообщения в их пиковые часы, когда сервисам в СМЭВ не хватает производительности. Это позволит помещать запросы в очередь и давать возможность поставщику сведений забирать их оттуда, отдавая ответы в том режиме, в котором позволяет это делать их сервис. Наконец, технический стандарт новых методических рекомендаций, разрабатываемый сегодня в Минкомсвязи, будет предусматривать необходимость четкого соблюдения технологических стандартов. При этом, на основе всех выведенных в СМЭВ сервисов, появится возможность получения достоверной информации как о количестве запросов, так и о соблюдении регламентов предоставления сведений, а соответственно, - и введения ответственности за их несоблюдение.
На конференции «ИКТ в госсекторе: проекты расширяются», организованной CNews
И, наконец, - будет создан ситуационный центр электронного правительства, который будет контролировать работу всех частей интегрированной системы (потребители сведений, СМЭВ как транспортная система, поставщики сведений). Сегодня же все эти части поддерживаются разными службами технической поддержки и когда возникает инцидент, трудно определить, на чьей стороне он произошел. Ситуационный центр будет также предоставлять онлайн-мониторинг доступности размещенных в СМЭВ ресурсов, доступности сервисов и самого СМЭВ, корректности его работы, а также статистику по всем необходимым метрикам. Г-н Козырев выразил надежду, что такой ситуационный центр заработает в полную силу в 2014 году, хотя некоторые функции станут доступны уже к концу этого года. Разработчиком системы является «Ростелеком».
В заключение своего выступления, Алексей Козырев привел динамику развития СМЭВ. По эго словам, если в 2012 году к СМЭВ было подключено 3379 участников, то к концу 2013 года прогнозируется доведения их числа до 7158. Сегодня к системе подключены не только все федеральные органы исполнительной власти, но и 1216 региональных органов исполнительной власти всех 83 субъектов РФ. Г-н Козырев при этом отметил, что каждое такое подключение – это мини-проект по интеграции информационной системы ведомства и СМЭВ. Запросы регионам от ФОИВ также демонстрируют очень высокие темпы роста: если в 2012-м году их было 35,7 млн., то на конец этого года их ожидается 76,6 млн. При этом, число запросов межведомственных сведений между самими ФОИВ составило 775 млн. На повестке 2013 года стоит задача полноценного предоставления региональных сведений в адрес ФОИВ, - в настоящее время идет реализация этого проекта.
Повышению эффективности работы управленцев на конференции CNews было посвящено еще одно выступление – генерального директора компании «ИнтерТраст» Андрея Линева, который выступил с докладом «Частный взгляд на современные тенденции развития СЭД/ЕСМ систем».
«Если взглянуть на историю развития российского рынка систем электронного документооборота, становится ясным, что приблизительно раз в 3-5 лет на нем появляется некая новация, которая, воспринимаясь или не воспринимаясь заказчиками, начинает продвигаться на рынке. И сейчас, с моей частной точки зрения, на рынке как раз сложилась такая ситуация неопределенности, когда все начинают искать пути дальнейшего развития. С одной стороны, можно продолжать оттачивать делопроизводство, с другой – проводить интеграцию с различными системами поддержки основного бизнеса организации ERP/CRM, а для госучреждений, - со СМЭВ/МЭДО. Но у большинства разработчиков это уже стало стандартным общим функционалом, без чего просто уже нельзя выйти на рынок. Можно, конечно, начать движение в облака, но это вряд ли перспективно из-за проблем с безопасностью. Или может быть нужно подумать над тем, что у систем электронного документооборота есть другое идейное содержание, может быть все эти годы мы использовали их ограниченно?» - такими словам начал свое выступление г-н Линев.
В итоге, по мнению Андрея Линева, такой новацией сегодня является идея повышение эффективности управления, что актуально не только для государственных заказчиков, но и для бизнеса. Сегодня крайне важно, на каком качественном уровне работают люди на всей иерархии управления: от технических специалистов, секретарей и документоведов до руководителей высшего звена. При этом, ключевой аудиторией разработчиков являются вовсе не делопроизводители, как это было принято считать ранее, а именно управленцы, поэтому СЭД должны начать использоваться также и в их интересах.
Выступление генерального директора компании «ИнтерТраст» Андрея Линева
«Я не хочу, при этом сказать, что классические системы не нужны, - СЭД были, есть и будут решать задачи документирования, ЕСМ-системы будут продолжать решать задачи накопления и работы с контентом в интересах накопления интеллектуального потенциала организации. Это необходимо, чтобы руководитель работал с задачами, которые ему поручают, с планами и контролем их исполнения, с проектами, в которые он вовлечен, с информацией, которая ему необходима, - менно здесь центр внимания управленца. Но нам нужно обратить на него еще более пристальное внимание, высвободив руководителя от исполнения излишних для него задач документирования. Какие же факторы влияют на эффективность его работы? Прежде всего, это умение контролировать свое время, нацеленность на результаты работы, умение выстраивать взаимоотношения с контрагентами и своими сотрудниками, концентрироваться на важнейших участках работы, принимать эффективные решения на основе всей полноты информации» - продолжает г-н Линев.
Каким же образом «ИнтерТраст » предлагает решить все эти задачи в новой системе CompanyMedia 4.0? Прежде всего, - это интерфейс, настраиваемый под потребности каждого конкретного человека, который позволяет получать персональные данные, приходящие по выбранным каналам и в нужном объеме, избавляя руководителя от информационного шума. Кроме того, это методология работы, - в данном случае была выбрана GTD (Getting Things Done), опирающаяся на общепринятый подход к решению задач. Получив информацию, руководитель или управленец должен понять, что с ней делать – удалить, переслать или отложить на потом, поместив задачу в свой календарь. Если что-то необходимо сделать сейчас, то он может из этого же места отчитаться о проделанной работе либо выдать кому-то поручение. Если руководитель понимает, что поступившая задача достаточно объемна, то он может использовать уже кейс-менеджмент. Это еще одна отличительная черта CompanyMedia 4.0. По словам г-на Линева, большинство происходящих в организации процессов сегодня можно разделить на два типа: стабильные поточные процессы, которые хорошо описываются методологией BPM с использованием workflow-движка; и процессы нестандартные, для которых появилась новая методология расширенного управления бизнес-процессами или кейс-менеджмента. При этом, по словам Андрея Линева, широко распространенная сегодня классическая структура иерархического управления приводит к тому, что фактически подчиненные дают задания своим руководителям, так как ничего в организации не делается без их подписи. В отдельных случаях это хорошо работает, но более эффективно использование матричной сетевой архитектуры управления с элементами социальности, что также было реализовано в CompanyMedia 4.0.
«На протяжении практически 20 лет системы автоматизации делопроизводства выполняли свои функции (наводили порядок, помогали контролировать, перемещали документы и информацию внутри организации и т.д.), но чаще всего, такие системы были изолированы, решая узкую задачу документационного обеспечения управления. Кроме того, в их рамках управленцы должны были выполнять задачи документирования и атрибутирования вместо решения своих основных бизнес-задач. Поэтому СЭД сегодня стоят особняком в информационной структуре предприятия и в явном виде не влияют на повышение его конкурентоспособности и эффективности. Тем не менее, мир меняется, - сегодня в бизнес и госучреждения приходит поколение новых руководителей, которые привыкли к другим принципам работы (условно их можно назвать «поколением Facebook»). И если сегодня мы не создадим каких-то предпосылок, приближающих их к пониманию того, как нужно работать в существующих системах, - нас ожидает достаточно серьезный конфликт поколений. Наша же система CompanyMedia 4 соответствует всем новым веяниям времени» - отметил в заключение своего выступления генерального директора «ИнтерТраст» Андрей Линев. Напомним, что более подробно о системе CompanyMedia 4.0 можно узнать в следующих материалах рубрики «Электронный документооборот»: об элементах социализации в материале от 18 апреля 2013 г. и о персонализации контента в материале от 21 мая 2013 года.