Вступительное слово на конференции было предоставлено журналисту Курту Хоффманну (Kurt Hoffmann), который является авиационным экспертом компании Air Transport World. Курт Хоффманн отметил, что авиационная отрасль вступила в кризис, равного которому не было со времен второй мировой войны, и перевозчики терпят огромные убытки, измеряющиеся в десятках миллиардов долларов США. Эксперт прокомментировал: «Будущее отрасли – за цифровыми технологиями, за управлением идентичностью, за эффективными операциями, и текущий кризис ускоряет эти тенденции. Мы видим, что аэропорты быстрее приспосабливаются к новым потребностям. Умные технологии являются здесь ключом, и благодаря им все больше аэропортов подстраиваются под новые требования».
С презентациями на конференции также выступили представители российских и зарубежных компаний: Абуди Нассер (Aboudy Nasser), London Stansted Airport; Ян Кинкейд (Ian Kincaid), InterVistas, и Анна Фантони (Anna Fantoni), NACO; Антон Голубев, директор департамента по управлению проектами, Hikvision Russia.
Представитель компании Hikvision Russia представил аудитории новые технологии и разработки для обеспечения безопасности воздушного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры. Отдельный акцент в своем выступлении Антон Голубев сделал на таких задачах, как контроль температуры персонала и пассажиров, контроль за соблюдением масочного режима, а также спикер Hikvision рассказал о новейших решениях для аэропортов и авиакомпаний для автоматизации и повышения эффективности бизнес-процессов. По словам Антона Голубева, подобные решения уже широко применяются не только в воздушных гаванях в других странах, но и в России.
Современные вызовы в сфере воздушного транспорта
Основными предпосылками к внедрению современных технологий в аэропортах являются большие территории, огромный пассажиропоток, риск терактов и противоправных действий. Все ключевые объекты аэропорта должны быть оснащены устройствами видеомониторинга и оповещения, которые будут интегрированы со всеми стратегическими системами. Кроме того, необходимо обеспечить возможность длительного хранения большого объема данных. Поскольку из всей информации обычно необходимо не более 5%, быстро найти нужные данные позволяют интеллектуальные модули видеоаналитики.
Основными зонами мониторинга в аэропортах являются: периметр, парковки, прилегающая территория, зона въезда и выезда, входная группа, терминалы и взлетно-посадочная полоса (ВПП). Решение Hikvision включает в себя системы контроля и управления доступом, хранения данных, видеомониторинга, контроля въезда/выезда, а также тепловизионные и охранные системы. Все они объединены в общую система, которая управляется с компьютера с установленным ПО Hik-Central.
Контроль доступа
Внешний контур включает в себя зону въезда/выезда, периметр и летное поле. Для этих территорий современный аэропорт использует системы контроля доступа – как для контроля за перемещениями людей в охраняемой зоне, так и для управления движением транспортных средств. Для повышения безопасности объекта оптимально использовать новые разработки на базе нейросетевых алгоритмов глубокого обучения: с их помощью система будет не только проверять регистрационные номера автомобилей и управлять зоной въезда/выезда, но и сверять марку и цвет ТС с имеющейся базой данных. Таким образом обеспечивается многоуровневый контроль доступа. Аэропорту, как стратегически важному объекту, также необходимы системы досмотра днища автомобиля: система также работает на базе аналитических модулей: в базе сохраняется эталонное изображение днища, которое характерно для конкретной марки и модели. Если состояние и форма днища въезжающей машины не соответствуют эталонному изображению, оператору передается сигнал тревоги. Это позволяет не только ускорить процесс досмотра транспорта, но и сделать его более эффективным.
Как найти место на парковке
Немало времени у въезжающих на парковку аэропорта занимает поиск свободных мест. Интеллектуальные парковочные системы уже сегодня способны анализировать пространство, чтобы подсказывать водителям, в каком направлении имеются свободные места, что существенно сокращает время поиска и, соответственно, сокращает трафик непосредственно на парковке. Дополнительно возможно реализовать функцию поиска своего автомобиля: водителю направляется номер его парковочного места и точное расположение. За безопасностью транспорта на стоянке следят камеры видеомониторинга, которые при нештатной ситуации отправляют сигнал тревоги, также используя для работы видеоаналитику, чтобы распознавать такие явления, как громкие хлопки, звук разбитого стекла, скрежет металла и т.д. Это позволит оператору своевременно обратить внимание на происходящее и предпринять нужные меры.
Безопасность по периметру
Наиболее пристального внимания требует периметр аэропорта. «Для построения эффективной системы контроля периметра мы предлагаем использовать тепловизионное оборудование – тепловизоры и биспектральные поворотные платформы, которые показывают одновременно и тепловизионную изображение, и оптическое. С помощью видеоаналитики двух кадров современный тепловизор способен точно определять на изображении людей и транспортные средства, чтобы минимизировать количество ложных срабатываний системы безопасности, которые отвлекают оператора и создают нагрузку на сеть», - отметил Антон Голубев. Самые мощные тепловизионные системы способны фиксировать движение на расстоянии свыше 10 км, а на дистанции нескольких сотен метров аналитика точно определяет наличие людей или автомобилей в зоне наблюдения даже в темное время суток или плохую погоду. Помимо тепловизоров и поворотных камер, для охраны периметра можно применять интеллектуальные видеокамеры и охранные радары в связке с PTZ-камерами, которые, получая сигнал от радара, автоматически меняют положение для проверки обозначенной зоны.
Для контроля взлетного поля рекомендуется использовать панорамные камеры с несколькими сенсорами. Одно такое устройство способно заменить несколько обычных камер, сшивая несколько изображений в единую панорамную картину с углом обзора 360°.
Выявление опасных предметов, проверка температуры и учет рабочего времени
Для проверки входного потока пассажиров, а также для мониторинга безопасности в рабочих помещениях можно использовать комплексную систему на базе рамки металлодетектора со встроенной тепловизионной камеры. Одна их таких рамок способна проверять до 18 областей на теле человека, с высокой точностью выявляя опасные предметы. Функции термометрии выполняет термографическая двухспектральная камера, которая с высокой скоростью проверят поток людей (менее 1 секунды на одного человека), а при подключении к регистратору с поддержкой интеллектуальной видеоаналитики и интеграцией с базой данных у службы безопасности аэропорта также появлятеся инструмент для выявления лиц в розыске, преступников.
Для рабочих и офисных помещений, где поток людей не такой большой, как на главном входе в аэропорт, оптимально использовать терминалы доступа, которые работают на базе технологии распознавания лиц. Это дополнительная опция для обеспечения безопасности всего объекта позволит избежать ситуаций, когда физический пропуск (карта, ключ) теряются или могут быть переданы другому человеку. С помощью специальной опции антиспуфинга система точно «понимает», что она видит: человека или его фото. Это дополнительная гарантия того, что злоумышленник не сможет пройти на охраняемую территорию по фото или видеоизображению настоящего сотрудника аэропорта. Терминалы также могут быть оборудованы дополнительным тепловизионным модулем для проверки температуры. Встроенная аналитика в том числе проверяет наличие маски на лице каждого входящего.
Безопасность в толпе
Это нетривиальная задача для любой системы безопасности. Поэтому для ее решения необходимо использовать развитую видеоаналитику. Камеры со встроенными алгоритмами глубокого обучения смогут прямо «на борту» устройства проанализировать поток, выявить опасные ситуации, определить нарушителей в толпе и найти преступника. Плюс бортовой аналитики заключается в том, что даже при прерывании связи с сервером, камера продолжит свою работу. Также с помощью таких технологий можно произвести подсчет людей в области, следить за соблюдением масочного режима, следить за правильным движением пассажиропотока и многое другое.
Резюме
Комплексное решение для безопасности позволяет на базе единой программной платформы управлять всеми устройствами в системе. Использование современной нейросетевой видеоаналитики существенно облегчает работу оператора и ускоряет процесс принятия нужных мер. Кроме того, комплексный подход к решению задач по безопасности и применение интеллектуальных модулей значительно сокращает стоимость владения системой, снижает операционные расходы на эксплуатацию всей ИТ-инфраструктуры современного аэропорта. Дополнительный бонус от цифровизации процессов получают и пассажиры: они меньше времени тратят на перемещения по зданию, быстрее проходят необходимые проверки и досмотр. Аэропорт становится для них синонимом комфорта и безопасности.