Автор: Мария Жигалина
85 миллионов долларов. Столько гигант VoIP-индустрии Skype Ltd. заплатил в 2011 году за GroupMe – стартап, рожденный на хакатоне TechCrunch. К моменту покупки сервис групповых сообщений существовал около года и за это время получил более 12 миллионов долларов инвесторских денег. GruopMe – далеко не единственный пример «побочного действия» хакатонов, история проведения которых готова преодолеть 20-летний рубеж. Хотя, конечно, далеко не каждый появившийся в условиях соревнования стартап оказывается жизнеспособным. Для нашей страны история в 85 миллионов «зеленых» (или 5 миллиардов рублей по нынешнему курсу) пока из разряда фантастики. Тем не менее хакатоны продолжают набирать популярность, расширяя аудиторию. Вот и столичные школьники подтянулись.
Второй год подряд городской проект «Школа Новых Технологий» на площадке Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Воробьевы горы» собирают молодежь на Школьный Хакатон. Это свыше трехсот школьников, что в полтора раза больше прошлогоднего показателя.
– Все потому, что ИТ-сфера уникальна: можно стать профессиональным программистом достаточно рано, если заниматься с юных лет, можно покорить мир, если есть идея и ее достойная реализация. Когда ты учишься в 10-11 классе, что может быть круче, чем ощутить себя полноценным участником технологического прогресса, создателем ИТ-продукта для миллионной аудитории, – говорит Роман Ершов, первый заместитель директора Московского центра технологической модернизации образования «ТемоЦентр».
Создание прототипа мобильного приложения – основная задача Школьного Хакатона. После завершения обучающих мастер-классов по трем языкам программирования, которые не входят в школьную программу, – Swift, Java и С#, участники делятся на команды по 3-4 человека. В 2016 году получилось 95 «центров» мобильной разработки. Меньше, чем за сутки они должны были создать прототип образовательного, инновационного или игрового приложения. Помимо этого, командам предстояло подготовить полноценную презентацию и защитить свой продукт перед жюри.
Школьники еще на этапе подачи заявки могли самостоятельно выбрать как язык программирования, так и секцию для дальнейшей работы в группах.
В отличие от «взрослого» Хакатона, участники состязания трудились над своими решениями не сутки, а два дня по 6 часов. Делалась скидка на особенности работы детского организма. Кроме того, к командам прикреплялись менторы от ведущих технических вузов России и эксперты ИТ-отрасли – из Samsung, Microsoft, Apple. Группа ЛАНИТ тоже поддерживала Школьный Хакатон.
В ходе проектной работы менторы и эксперты помогали участникам, а перед финалом – принимали решение о готовности команды к защите.
До финала были допущены лишь 2/3 команд. Не все успели завершить начатое.
- В любом случае это полезная практика. Можно попробовать свои силы и за короткое время прояснить множество вопросов: как это работает, насколько интересно и т. д. Даже если что-то не получилось, все равно это большой опыт для участников: презентовать себя, выйти из сложных ситуаций, - считает руководитель «Школы Новых Технологий» Игорь Марчак.
Выходить из ситуаций было нелегко. Судьи – представители ИT-компаний – оценивали работы по следующим критериям:
Выбывали сразу командами, что справедливо, если учесть, что команды работали над прототипами продуктов.
Видеоролик о Школьном Хакатоне
Насколько успешными окажутся разработанные прототипы, покажет конкурс готовых решений, который проводит «Школа Новых Технологий». Вот мнение экспертов, на что стоит рассчитывать школьникам, команды которых заняли высшие ступени победного пьедестала.
Руководитель образовательных программ компании Samsung Светлана Юн: «Очень сложно в таком возрасте сотрудничать с крупными компаниями, хотя есть и такие истории. Одного из победителей мы свели с профессиональной дизайнерской компанией. Результат – приложение для очков виртуальной реальности, которое мы планируем разместить в магазине приложений Samsung. Другой пример – шестиклассник разработал социальное приложение для безвозмездной помощи специалистов (юристов, психологов) людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. Приложение фактически позволяет создать социальный центр реабилитации. Органы местного самоуправления в Ленинградской области поддержали проект и сейчас развивают. В целом мы видим много интересных и перспективных начинаний».
Руководитель программ для высшего образования компании Apple Юрий Горвиц: «Крупные компании берут самых высококвалифицированных и опытных людей. В эту категорию не всегда попадают даже выпускники университетов. В то же время есть много компаний, которые являются Золотыми и Платиновыми партнерам мировых вендоров, и им очень нужны компетентные сотрудники. Например, у Apple есть партнер в Самаре, который тесно сотрудничает с Самарским аэрокосмическим университетом. Каждый год компания приглашает студентов на стажировку. Набравшись опыта, они создают приложения, затем свою компанию и, зарабатывая самостоятельно, двигаются дальше. Задача хакатона – показать возможности роста и развития. Сегодня мы многое делаем с помощью мобильного телефона. Кто сделал 1,5 миллиона приложений, которые лежат в App Store или Google Play? Дети, школьники, студенты, профессионалы».
У школьников есть несколько существенных причин участвовать в Школьном Хакатоне, даже несмотря на то, что из-за возраста с предложением о работе несколько лет придется повременить.
В условиях жесткого дедлайна приходится мобилизовать все силы. Это дает возможность не только проверить, насколько сильно желание стать программистом, но и ощутить личный потенциал в решении нестандартных задач. Да и уровень погружения в тему на Хакатоне оценивается на раз-два: на других посмотрел, себя показал, выводы сделал.
Иногда для начала работы над каким-то проектом не хватает искры. Особенно это ощутимо, когда в голове идея, не отличающаяся новизной. Хакатон – то место, где можно поделиться своим видением. Коллективная работа порой приносит неожиданные результаты в виде инновационного приложения.
Чего-чего, а мнений на Хакатонах предостаточно. Обратная связь гарантирована. Если есть желание слушать, можно вынести много полезного.
Крупные ИТ-компании всегда заинтересованы в привлечении специалистов с потенциалом. Если постараться, то уже на выходе с Хакатона можно получить приглашение на практику. А там, глядишь, и до приглашения на работу недалеко.
По результатам Хакатона останется как минимум прототип созданного решения. Можно докрутить и выложить в магазине приложений. Собрал фидбэк – развивай дальше. Может, что достойное и получится. Нет желания заниматься проектом дальше – оставляем в виде прототипа: будет что показать потенциальному работодателю.
Участники Хакатона – ученики 8-11 классов – могут спокойно завершить свои проекты и проверить жизнеспособность разработок, подав заявки на конкурс «Школа Мобильных Приложений» (проект «Школы Новых Технологий»). Участвовать могут команды от двух до пяти человек, включая куратора, из одной школы. К защите допускаются готовые проекты, которые, по возможности, закалились в App Store, Google Play или Windows store.
Организаторы распределят конкурсные работы по трем номинациям – «Лучшее инновационное приложение», «Лучшее приложение для образования», «Лучшее игровое приложение».
Защитить результаты трудов школьники смогут в конце апреля этого года. Подробности и новости конкурса можно узнать на странице организаторов – «Школы новых технологий»: http://snt.mos.ru/