Кампания кибершпионажа на Ближнем Востоке затронула более 50 стран во всем мире

«Лаборатория Касперского» раскрыла первую из известных кампанию кибершпионажа арабского происхождения, основной удар которой направлен на стратегически важные организации в странах Ближнего Востока. Наибольшее число жертв операции, получившей название Desert Falcons, зарегистрировано в Египте, Палестине, Израиле и Иордании, однако немало пострадавших есть и в других странах, в том числе в России. В общей сложности арабские кибернаемники атаковали более 3 тысяч пользователей в 50 с лишним странах и украли свыше миллиона файлов.

Кибернападениям подверглись правительственные учреждения, особенно те их сотрудники, которые отвечают за предотвращение отмывания денег, а также занимаются вопросами здравоохранения и экономического развития. Целью киберпреступников стали также военные ведомства, ведущие СМИ, исследовательские и образовательные учреждения, энергетические компании и коммунальные предприятия, активисты и политические лидеры, охранные агентства, а также ряд других организаций, владеющих важной геополитической информацией. 

Кампания кибершпионажа Desert Falcons находится в активной фазе по меньшей мере два года. Несмотря на то что первые атаки были зафиксированы в 2013 году, к разработке и планированию кибероперации злоумышленники приступили еще в 2011-м. Пик активности Desert Falcons пришелся на начало 2015 года.

Эксперты «Лаборатории Касперского» предполагают, что организаторами атак являются хакеры арабского происхождения: группа из приблизительно 30 человек разбита на три команды, которые ведут свою деятельность в разных странах.

Основным способом доставки вредоносного ПО на компьютеры пользователей является целевой фишинг. Организаторы Desert Falcons отправляют потенциальным жертвам сообщения с вредоносными вложениями или ссылками по электронной почте, в социальных сетях или чатах. При этом киберпреступники маскируют зловреды под легитимные приложения. Так, они используют специальный прием, позволяющий менять порядок символов в названии файла на обратный, благодаря чему файловое разрешение, очевидно указывающее на вредоносную программу (.exe или .scr), оказывается в середине названия, а в конце появляется набор символов, характерный для безобидного ПО: например, файл, чье название оканчивается на .fdp.scr, после подобной обработки будет выглядеть как .rcs.pdf.

В случае успешного заражения компьютера жертвы атакующие используют либо основной троянец Desert Falcons, либо DHS бэкдор. Оба зловреда созданы киберпреступниками «с нуля» и находятся в процессе постоянной доработки. Эксперты «Лаборатории Касперского» выявили более 100 различных образцов вредоносного ПО, используемого злоумышленниками в этой операции. С их помощью хакеры делают снимки экранов, перехватывают нажатия клавиш на клавиатуре, загружают и скачивают файлы, собирают информацию обо всех имеющихся на компьютере файлах в форматах Word и Excel, крадут пароли и делают аудиозаписи. Кроме того, были найдены следы активности вредоносного ПО, напоминающего по своему функционалу бэкдор для Android, который способен красть информацию о звонках с мобильного телефона и SMS.

«Организаторы этой кампании кибершпионажа крайне целеустремлены, активны, имеют хорошую техническую подготовку и прекрасно понимают политическую и культурную ситуацию. Имея в своем арсенале лишь фишинговые приемы, социальную инженерию и самодельные зловреды, они смогли заразить сотни компьютеров и мобильных устройств на Ближнем Востоке и заполучить ценную информацию, – отмечает Дмитрий Бестужев, ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского». – Мы предполагаем, что операция Desert Falcons будет развиваться и дальше, а ее организаторы будут совершенствовать свои методы и инструменты. Например, при достаточной финансовой поддержке они смогут купить или создать эксплойты – и тогда эффективность их атак возрастет».

Защитные продукты «Лаборатории Касперского» выявляют и блокируют все вредоносные программы, используемые в операции Desert Falcons.

Тематики: Безопасность

Ключевые слова: Лаборатория Касперского