Перечень объектов капстроительства содержится в пункте 10 статьи 1 Градостроительного Кодекса. Инициатор законопроекта, Госсовет Адыгеи, предлагает дополнить его словами «в том числе вышка сотовой связи». Законопроект был зарегистрирован 5 июня 2015 года, и отправлен в Комитет Госдумы по земельным отношениям и строительству.
«Вышки сотовой связи представляют собой железобетонную антенную опору с жесткой заделкой в основании, на которой расположены металлические конструкции для крепления технологического оборудования, - говорится в пояснительной записке к законопроекту, - Функционирование указанной конструкции возможно лишь при помощи присоединения к ней комплекта антенн базовой станции, антенн радиолинейных линий, объектов инженерной инфраструктуры. Таким образом, указанный объект относится к сооружениям связи, составляющим единый комплекс - базовую станцию сотовой связи, состоящую из совокупности смонтированных между собой средств, объектов, кабельных и иных сооружений связи. Как правило, установка вышек сотовой связи производится в населенных пунктах вблизи жилых строений с нарушениями: не направляется извещение о начале строительства за 7 дней до его начала, отсутствуют разрешение на строительство, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и т.д.».
10 июня Правовое управление Думы признало законопроект соответствующим Регламенту нижней палаты с формулировкой «необходимость получения заключения Правительства Российской Федерации на представленный законопроект не усматривается» (обычно оно требуется, когда инициатива приводит к расходам федерального бюджета).
16 июня профильный Комитет по земельным отношениям и строительству предложил Совету Госдумы разослать законопроект на отзывы в другие комитеты и в Совет Федерации, а также Президенту, в Правительство, Счётную и Общественную палаты и в администрации и парламенты субъектов Федерации. Комитет рекомендует назначить первое чтение на сентябрь.
Госсовет Адыгеи молчал, в законотворческом плане, с октября 2014 года. Но с 6 мая по 5 июня этого года внёс в Госдуму сразу 7 инициатив. Они разработаны в последние полгода и дожидались одобрения Южно-Российской Парламентской Ассоциации (включает парламенты южных регионов). Боязнь базовых станций вошла в группу (43 жалобы) самых массовых обращений в Госсовет Адыгеи в 2013 году.
А в 2012 году, по обращению граждан, депутаты отправили запрос Прокурору Республики о правомерности размещения вышки сотовой связи в Майкопе (ул. Хакурате, 504). «Результаты проверки свидетельствуют о невозможности размещения на данном участке вышки сотовой связи без перевода земельного участка в другую категорию», - ответили им.
«По Градостроительному кодексу, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, - напоминают адыгейский депутаты, - Однако на сегодняшний день вышки сотовой связи к объектам капитального строительства не отнесены. Хозяйствующие субъекты, возводящие вышки, не считают их объектами капитального строительства и, соответственно, не получают разрешение на строительство, тогда как суды (это показывает обширная судебная практика) считают, что разрешение на строительство необходимо.
В целях урегулирования вопросов установки вышек сотовой связи и защиты интересов граждан предлагается внести изменение в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Если закон будет принят, он осложнит жизнь операторов. «Отнесение вышек сотовой связи к объектам капитального строительства существенно усложнит и затянет процедуру ввода в эксплуатацию объектов связи» - сообщил ICT-Online.ru пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников.
«Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства сопровождается большим количеством согласований и работы с документами. В таком случае, каждую вышку надо будет сдавать отдельно приемной комиссии, а потом еще регистрировать как объект недвижимости в Росреестре. На это у владельцев вышек будет уходить гораздо больше времени и средств - сейчас многие такие объекты оформляются как объекты некапитального строительства, и процедура их оформления намного проще. С другой стороны, может ускориться процесс появления крупных независимых башенных компаний», - отмечает генеральный директор ИАА «Рустелеком» Юрий Брюквин.
Однако, отмечает источник, знакомый с ситуацией, «процент одобрения Госдумой законопроектов, внесённых регионами, не превышает четырех. Поэтому инициативу вряд ли примут, тем более она противоречит политике государства по снятию административных барьеров в телеком-отрасли».
Напомним, что недавно «Рустелеком» публиковал исследование «Российский рынок антенных опор и башен связи, 2011-2015», в котором, в том числе, рассматривались перспективы аренды сотовыми компаниями инфраструктуры у сторонних специализированных компаний. Подробнее — см. материал «Готовы ли сотовые операторы терять башни? Перспективы совместного использования инфраструктуры - в новом исследовании ИАА «Рустелеком».