О запуске блокчейн-платформы Cinematix “Ъ” рассказал Константин Хабенский. У проекта три ключевых основателя: кроме господина Хабенского это бывший председатель правления банка «Русский стандарт» Илья Зибарев и совладелец компании ICOBox Николай Евдокимов с партнерами. Cinematix создан для привлечения денег на производство кино в России, США, Индии и других странах Азии. Планируется, что продюсеры будут размещать на сайте платформы заявки, которые пользователи смогут поддержать любой суммой, купив выпущенную проектом криптовалюту за токены CINX. Съемки начнутся после сбора минимального лимита средств, иначе средства вернутся участникам. Если проект будет прибылен, поддержавшие его инвесторы смогут получить часть доходов. В случае неудачи потраченное также вернется пользователям, сейчас обсуждается страхование их рисков, уточняет представитель Cinematix.
Выпуск токенов планируется на июль, в сентябре должно завершиться ICO платформы, в ходе которого предполагается привлечь $15–20 млн. Затем на Cinematix появятся фильмы, отобранные продюсерским центром Константина Хабенского и экспертным советом платформы.
Пока после рассмотрения 15 проектов отобрано два, уточнил господин Хабенский.
Кино — малопредсказуемый бизнес, признают основатели платформы. «По статистике, из десяти фильмов четыре–пять проваливаются в прокате, два–три выходят в ноль и лишь один–два становятся успешными и покрывают все расходы»,— говорит Илья Зибарев. По данным Фонда кино, в 2018 году в прокат вышли 123 российских фильма, которые собрали 14,1 млрд руб. Сейчас у российского кино два главных источника финансирования: Фонд кино, который распределяет больше 3 млрд руб. ежегодно, и частные инвесторы. Cinematix может привлечь деньги, сопоставимые с этими суммами, полагают основатели. Для этого на платформу планируется привлекать не только зрителей, но и профессиональных инвесторов, фонды и т. д., говорит господин Зибарев.
Многие талантливые сценарии остаются в столе, потому что не находятся инвесторы, которые поверили бы в них, сетует Константин Хабенский: «Ребята продают машины и квартиры, но на выходе это все равно не те деньги, которые нужны для съемок фильма».
Чтобы платформа заработала, надо привлечь к участию как можно больше людей, добавляет Николай Евдокимов. «Блокчейн нужен, чтобы обеспечить чистоту взаимодействия, расходования средств и распределения лицензионных сборов. Условия сделки выполняются автоматически с помощью смарт-контракта, человеческий фактор полностью исключен»,— поясняет он.
Принцип работы Cinematix аналогичен краудфандинговой блокчейн-платформе Cinemico Федора Бондарчука и его партнеров. При этом, как сообщал ранее “Ъ”, Cinemico планирует финансировать в основном сиквелы популярных отечественных фильмов, для которых легче спрогнозировать кассовые сборы и прибыль.
Самый успешный опыт краудфандинга был у фильма «28 панфиловцев» (вышел в 2016 году), который собрал рекордные 35 млн руб., что далеко не миллиарды, напоминает исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев. «Инвестиции могут быть интересны — у нас растет количество окупаемых картин. Но все равно сложно представить, что частные инвесторы принесут миллиарды рублей»,— полагает он. Если в маркетинге фильмов будут участвовать «селебрити», то шансы собрать нужные суммы будут, по крайней мере, первые несколько раз, отмечает партнер iTech Capital Алексей Соловьев. «Но думаю, большая часть инвесторов скорее потеряет деньги, чем заработает, потому что в кино огромное количество рисков»,— считает он.
Анна Афанасьева