Вчера, 21 декабря, Госдума приняла в третьем чтении закон о сервисах онлайн-объявлений (классифайдах). Закон устанавливает обязанности для владельцев сервисов онлайн-объявлений, доступ к которым в течение суток составляет более 100 тыс. пользователей интернета, находящихся на территории РФ.
Согласно документу, основным владельцем классифайдов может выступать только российское юридическое лицо или гражданин РФ. При этом у него не должно быть гражданства другой страны. В документе уточняется, что под российским юрлицом подразумевается юрлицо, которое контролируется РФ, субъектом РФ, а также гражданином РФ, у которого нет другого гражданства. При этом под контролем понимается возможность определять решения, принимаемые российским юридическим лицом в силу наличия права прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал данного юридического лица, говорится в законе.
"С учетом поправок доля владения зарубежными инвесторами может быть любой, но контроль за принятием решений должен быть российским", - заявил автор законопроекта депутат Госдумы Антон Горелкин.
В законе предусматривается, что Роскомнадзор ведет реестр сервисов размещения объявлений, а также в целях обеспечения формирования реестра сервисов размещения объявлений организует мониторинг информационных ресурсов.
В случае, если доступ к сервису размещения объявлений на протяжении трех месяцев года составляет в течение месяца менее 100 тыс. пользователей сети интернет, находящихся на территории России, данный сервис размещения объявлений по заявлению его владельца исключается из реестра сервиса размещения объявлений.
Указанные положения не распространяются на операторов государственных информационных систем, государственные органы и органы местного самоуправления, операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
В законе уточнены формулировки, и онлайн-магазины больше не могут подпасть под его действие, пояснял ранее Антон Горелкин.
Также проект закона предусматривает, что правительство РФ будет вправе устанавливать отдельные случаи и порядок интеграции и взаимодействия сервисов онлайн-объявлений с ЕСИА и порталом "Госуслуги".
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель рассказал ComNews, что к третьему чтению в законопроект внесены поправки пунктов, вызывавших наибольшую критику участников рынка, связанных с ограничениями на владение более 20% в уставном капитале иностранными лицами. "Теперь ключевое требование к корпоративной структуре классифайда - контроль более 50% со стороны российских юридических и физических лиц, - пояснил он. - Кроме того, в законопроекте уточнены формулировки, и онлайн-магазины больше не могут подпасть под его действие. Законопроект содержит более точные формулировки, которые исключают из-под его действия маркетплейсы, поскольку регулирование маркетплейсов уже осуществляется в соответствии с законом о защите прав потребителей".
Однако, говорит Сергей Учитель, законопроект в нынешнем виде действует в отношении владельцев соцсетей и иных организаторов распространения информации в интернете, поскольку на многих популярных информационных ресурсах с сопоставимой ежемесячной аудиторией имеется возможность общения между пользователями на различные темы, в том числе на тему купли-продажи товаров и услуг, а также на тему поиска работы и работников. "Также очевидно, что в отношении ряда сервисов объявлений абсолютно не требуется столь избыточного регулирования. Так, например, по сделкам купли-продажи недвижимости или автомобилей, которые являются одной из самых распространенных категорий объявлений, предусматривается государственная регистрация, что уже само по себе снижает риски потенциальных нарушений. В качестве санкции за нарушение требований закона предусматривается блокировка соответствующей цифровой платформы", - рассказал он.
Главный юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании "ЭБР" Кирилл Ляхманов прокомментировал: "В текущей редакции законопроект можно прокомментировать словами "могло быть и хуже". Законопроект по большей части дублирует и так обязательные к исполнению на территории РФ нормы, но выделяет классифайды в отдельную категорию организаций. Очевидно, отказ от низкоуровневого регулирования деятельности классифайдов отчасти мог быть вызван недавним "кодексом этики классифайдов", который подписали многие крупнейшие площадки размещения объявлений. Законопроект сформулирован неидеально: например, требование о соблюдении "деловой репутации граждан и организаций" затруднительно эффективно выполнять, поскольку нарушения прав, связанные с деловой репутацией, можно пресечь исключительно в рамках частного права. Обязанность же классифайдов соблюдать такое требование, скорее всего, приведет к формальному внесению пункта подобного содержания в правила площадки. Наказание за нарушение законопроекта - инициация блокировки ресурса на территории РФ. С одной стороны, правовая нагрузка явно увеличится: интересен, например, п.3 ст.2 законопроекта. Он позволяет Роскомнадзору запрашивать "информацию, необходимую для ведения реестра информационных ресурсов", при этом перечень такой информации открытый, а классифайды обязаны предоставлять ее не позднее 10 дней с даты запроса. С другой стороны, законодатель не пытается, к примеру, регулировать монетизацию классифайдов".
На прошлой неделе крупные российские компании при участии АНО "Цифровая экономика" подписали хартию профессиональной этики сервисов размещения объявлений. "Нет необходимости в каком-то дополнительном регулировании (классифайдов - прим. ComNews), и нормы, которые обсуждаются в этом году на площадке Госдумы, будут избыточны", - заявил тогда директор по аналитике АНО "Цифровая экономика" Карен Казарян.
Генеральный директор АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко сообщил ComNews: "Как известно, на прошлой неделе мы подписали хартию классифайдов с ведущими игроками рынка. Тогда мы заявили о важности принципов саморегулирования и важности его применения. Вместе с тем все поправки, которые отрасль предлагала по данному законопроекту, приняты. Законопроект получился достаточно сбалансированным, более того, его действия отложены во времени до проработки всех необходимых процедур и нормативных актов. Мы продолжим тесное взаимодействие с бизнесом, что приведет к увеличению количества участников хартии. А также продолжим дальнейший эффективный диалог с государством, которое очевидно слышит отрасль и идет ей навстречу".
Среди компаний - подписантов хартии - Ozon, ЦИАН, "Яндекс Вертикали", HeadHunter, YouDo и "Дром".
Юлия Мельникова