Колодец 3G

С каким вожделением и восторгом от открывающихся перспектив еще пару лет назад получали 3G-лицензии операторы большой сотовой тройки! А что же они получили? На данный момент их утешает разве что общая востребованность услуг передачи данных и рост трафика в уже построенных ими сегментах, 3G в частности. А вот поводов для пессимизма пока больше – надо тратить, тратить и тратить

С момента получения лицензий 3G в 2007 году к настоящему моменту операторами «большой тройки» на строительство сетей третьего поколения израсходовано 750−850 млн долларов. Такова оценка ИК «Финам». В 2009 году на эти же цели они потратят еще около 1,2 млрд долларов. И «кормить» проект 3G−инвестициями придется еще как минимум целую пятилетку.


«Средний срок окупаемости проектов инвестиций в строительство 3G−сетей зависит от их локации, — считает Татьяна Менькова, аналитик ''Финама''. — Учитывая, что в настоящее время операторы активно развивают сети третьего поколения на территории крупных экономически развитых регионов, население которых обладает высоким потенциалом использования указанной технологии, мы ожидаем, что средняя окупаемость вложений составит около четырех-восьми лет».


«Динамика развития сетей 3G в России достаточно высокая, несмотря на кризис, — отмечает Виталий Солонин, ведущий консультант J’son & Partners Сonsulting. — В первом полугодии 2009 года операторы ''большой тройки'' построили 3G−сети в 25 регионах страны, в то время как за весь 2008 год – в 41 регионе». По его подсчетам, на строительство сетей 3G операторы сотовой связи потратили не менее одного млрд долларов. Он же отмечает, что уже сейчас заметен эффект от этих инвестиций. «В большой степени благодаря запуску сетей 3G операторам удается значительно увеличить выручку от услуг передачи данных. Например, во втором квартале 2009 года МТС увеличила этот показатель на 58 процентов по отношению к аналогичному периоду 2008 года и на 11 процентов — по отношению к предыдущему кварталу. Так что можно утверждать, что вложения в сети третьего поколения себя вполне оправдывают. Сроки окупаемости инвестиций в 3G зависят от многих факторов и составляют три-семь лет», — считает он.


Что касается оценки самих операторов, то, например, в МТС журналу «Эксперт Волга» заявили, что в 2008−2009 годах компания в России инвестирует в проект около 700 млн долларов. Окупить инвестиции в российскую сеть 3G в компании планируют в течение четырех-семи лет. В «Мегафоне» на этот счет более оптимистичны. Андрей Левыкин, коммерческий директор поволжского филиала ОАО «МегаФон», говорит об ориентировочном сроке окупаемости сетей третьего поколения в течение трех-четырех лет с начала эксплуатации.


Угнаться за рынком

Что же в таком случае заставляет компании вкладывать сейчас, в условиях финансового кризиса, немалые средства в столь долгосрочный проект? Несмотря на кризис и связанную с ним необходимость оптимизации издержек и сокращения объемов капитальных затрат, о снижении объемов инвестиций в развитие сетей 3G операторы не заявляли. Напротив, они намерены активно развивать указанное направление. «Мегафон», например, даже увеличил в течение года запланированный в начале 2009 года объем инвестиций в развитие 3G.


Сейчас темпы развития 3G в России определяют несколько факторов. Пожалуй, самый стратегический мотив – желание получить свою долю прибыли на растущем и весьма перспективном рынке предоставления услуг передачи данных и доступа в Интернет. Еще одна причина – необходимость развития 3G для подтверждения тех самых лицензий. Также среди факторов ускорения — увеличение доли трубок, поддерживающих формат третьего поколения связи, и процесс выделения гражданских частот под развитие указанного сегмента связи.


Основным препятствием для развития технологий третьего поколения до последнего времени являлось отсутствие свободного частотного спектра. Для гражданского использования отведено в настоящий момент не более 7−8% соответствующих частот. Но проблема начала решаться. В прошлом году Мининформсвязи и Минобороны согласовали план мероприятий по конверсии спектра, рассчитанный до 2015 года. Мининформсвязи при этом планирует ежегодно выделять порядка 1,13 млрд рублей на решение проблемы развития сетей 3G.


Забросили сети

Сейчас сеть 3G у «Билайна» работает в 16 городах поволжского региона. С начала предоставления услуг в августе 2008 года трафик абонентов сотовой сети вырос более чем в  30 раз. Причем, по данным за июль 2009 года, по сетям 3G передается 70% общего интернет-трафика.


У МТС 3G−сеть к настоящему времени построена в 11 городах Поволжья. Около 40% всех базовых станций, запущенных в эксплуатацию в первом полугодии 2009 года в Поволжье, составили именно станции стандарта 3G. По России в первом квартале 2009 года площадь покрытия МТС 3G суммарно увеличилась в два раза по сравнению с предыдущим периодом, а во втором квартале 2009 года выросла еще на 32%. Инвестиции в расширение сети уже приносят компании эффект в виде увеличения совокупного трафика передачи данных.


«Сегодня более половины активных пользователей услуг 3G от МТС генерируют в среднем около 1 Гб трафика в месяц. При этом ARPU у абонентов 3G  выше ARPU абонентов GSM как минимум на 20−25 процентов, — говорит Александр Меламед, директор макрорегиона «Поволжье Юго-Восток» ОАО «МТС». — Во втором квартале 2009 года объем трафика, передаваемого  в сетях 2G и 3G регионов Поволжья,  по сравнению с первым кварталом 2009 года вырос в 1,5 раза. Объем 3G−трафика за тот же период увеличился в 1,8 раза. Доля трафика 3G в общем интернет-трафике МТС в Поволжье во втором квартале 2009 года составила более 50 процентов». В МТС обещают, что до конца 2009 года сеть 3G появится в Ульяновске, а в 2010 году – во всех регионах Поволжья.


Что касается «Мегафона», то в его планах до конца 2009 года построить сеть третьего поколения во всех 13 регионах поволжского филиала. «В коммерческом режиме услуги третьего поколения будут доступны абонентам в Самарской, Саратовской областях, республиках Башкортостан и Татарстан уже осенью текущего года. В остальных регионах поволжского филиала ОАО ''Мегафон'' коммерческий запуск 3G мы планируем осуществить до конца 2009 года. В период старта всего в 13 регионах будет установлено около 1500 базовых станций 3G», — сообщил Андрей Левыкин.


Больше чем 3G

Бизнес-стратегия операторов «большой тройки» изначально была сосредоточена на развитии сети прежде всего в крупных городах и густозаселенных районах. Однако именно здесь сильнейшую конкуренцию им составляют традиционные наземные ШПД-операторы.


При всех своих преимуществах в виде мобильности и скорости 3G не может соревноваться со стабильностью и возможностями проводных операторов. Напротив, в малонаселенных районах услуги 3G пользовались бы, скорее всего, большей популярностью. Однако этот вариант развития не устраивает «большую тройку» как нерентабельный на данном этапе.


Поэтому логичным шагом со стороны сотовиков стало приобретение крупных операторов ШПД, этакая универсализация оператора связи. Но и тут есть вопрос – как долго, например, потребителю придется объяснять, что «Билайн» — теперь не просто мобильный оператор, но еще и оператор проводного Интернета? В компании же уверены, что объединение всех возможных технологий доступа в сеть под единым брендом пошло ей на пользу. В частности, бизнес в области услуг ШПД развивается в соответствии с ожиданиями. «Сегодня мы  оказываем услуги мобильного и фиксированного широкополосного доступа в Интернет 1,7 миллиона клиентов по сравнению с 0,6 миллиона абонентов год назад, — говорит Екатерина Бурцева, специалист по связям с общественностью самарского филиала ОАО ''Вымпелком'', — Домашний проводной Интернет от ''Билайна'' в поволжском регионе доступен жителям 13 городов».


Возможности применения мобильного Интернета для пользователей значительно расширились после начала продаж специальных USB-модемов. С их помощью максимально упростился вопрос доступа в Интернет с ноутбуков и стационарных компьютеров. Практически все компании начали продажи комплектов из USB-модема и специального  тарифа в прошлом году. К примеру, тот же «Скай Линк» к настоящему моменту реализовал уже 800 тыс. USB-модемов.


«Билайн» начал продажи USB-модемов в апреле 2008 года. Постепенно компания снижала стоимость комплекта. С 31 августа 2009 года цена комплекта «USB-модем ''Билайн''» опустилась до 1190 рублей.


В МТС также отмечают, что с запуском сетей третьего поколения продажи USB-модемов для мобильного доступа в Интернет выросли в 2,5 раза, а продажи специального тарифного плана для интернет-серферов «МТС Коннект-2» в Самарской области — в три раза.

«Мегафон» на территории Поволжья начал продажу 3G−модемов в октябре 2008 года. Прогнозы по росту трафика в филиале предпочитают пока не строить, но, ссылаясь на опыт своих коллег из других макрорегионов, ожидают увеличения трафика с момента старта 3G в пять-семь раз. Соответственно, стоит ждать и роста среднего ARPU, размер которого уже сейчас на 10−12% повышает потребление услуг на основе мобильного доступа в Интернет. По данным внутренней аналитики Поволжского филиала компании, уже сейчас проникновение телефонов и модемов с поддержкой 3G составляет около 30% от общего числа терминалов на рынке региона.
Пошли другим путем


Первопроходцы 3G в России из «Скай Линк» раньше других стали развивать сегмент мобильного доступа в сеть.  В Поволжье, например, предоставление услуг началось уже в 2004 году, с момента запуска сетей в Нижнем Новгороде и Ижевске. Сейчас «Скай Линк» предоставляет услуги 3G в Поволжье на территории Удмуртской республики, Нижегородской, Кировской и Ульяновской областей. Правда, в отличие от  стандарта UMTS, который использует «большая тройка», оператор использует для этого технологию CDMA2000 1X EV-DO, реализованную в радиоинтерфейсе 450 МГц.


«По итогам первого полугодия сегмент 3G−интернета вырос на 45 процентов, трафик ПД в сети ''Скай Линк'' — на 21 процент, что подтверждает наши прогнозы, — сообщили в пресс-службе компании. — Сегмент услуг 3G будет самым быстрорастущим на рынке мобильной связи, и его объем увеличится в 2009 году не менее чем на 50 процентов (в рублевом эквиваленте) за счет новых подключений и суммарного роста объема трафика в сетях всех 3G−операторов». Сейчас в компании оценивают свою долю интернет-трафика на рынке услуг 3G−связи в 88%, причем в течение первого полугодия 2009 года она выросла на 6%. 


К технологическим преимуществам «Скай Линк» можно отнести «дальнобойность» ее базовых станций, обеспечивающих передачу сигнала на расстояние до 40 км. Это свойство позволяет оператору тратить меньше на покрытие территорий своей сетью, а главное — позволяет обеспечивать связь в малозаселенных районах без дополнительных затрат. По этой причине уже сейчас компания может похвастать большим пулом абонентов среди жителей пригородов и дачников. По оценкам самой компании, около 80% ее абонентов имеют выделенный фиксированный Интернет, но, тем не менее, также пользуются более дорогим мобильным Интернетом «Скай Линк».
 

А вот компаниям «большой тройки» сейчас накрывать сетью третьего поколения сельскую местность — непозволительная роскошь. Максимум, что они здесь противопоставляют – организацию 3G−покрытия на объектах инфраструктуры, таких как федеральные трассы и аэропорты.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: ВымпелКом, МТС, 3G, МегаФон, сотовая связь