«Комстар-ОТС» приступил к продажам услуг беспроводного широкополосного доступа в Интернет по технологии мобильного WiMAX в мае этого года (см. новость раздела WiMAX от 13 мая 2009 г.). Строительство сети беспроводного широкополосного доступа «Комстар-WiMAX» стандарта IEEE 802.16e началось в середине 2008 года. На настоящий момент сеть покрывает около 80 % территории Москвы и состоит более чем из 170 базовых станций. «Комстар-ОТС» оформил регистрацию радиоэлектронных средств и получил разрешения на эксплуатацию в установленном порядке. Тестирование завершилось 30 апреля 2009 года. Процесс оптимизации сети, в том числе установки при необходимости дополнительного оборудования, будет идти в течение всего 2009 года. Оказание услуги WiMAX осуществляется с использованием магистральной транспортной сети группы компаний «Комстар-ОТС» в Москве. На первом этапе пользователи могли подключиться к услуге «Комстар-WiMAX» во всех офисах продаж и обслуживания «Стрим» и «Комстар». В качестве абонентского устройства предлагалось приобрести USB-модем за 4,6 тыс. рублей. Тарификация интернет-доступа осуществляется по установленным помегабайтным тарифам, причем для абонентов «Стрим» и для тех пользователей, которые участвовали в тестовой эксплуатации, были установлены льготные условия.
После снижения расценок на тарифы стоимость 1 Мбайт трафика, не включенного в месячный пакет, составляет теперь от 0,15 до 0,5 рубля в зависимости от тарифного плана. До 1 июля этот показатель составлял от 0,5 до 3 рублей. Для тарифного плана S без абонентской платы с 1 июля стоимость 1 Мбайт трафика составит 0,5 рубля за каждый 1 Мб вместо 3 рублей. Новые тарифы распространяются также на уже подключившихся пользователей. Что касается цен на модемы, «Комстар-ОТС» с 1 июля снизил их стоимость для новых абонентов.
Комплект WiMAX (коробочный продукт, который включает в себя USB WiMAX модем COMSTAR 2501, установочный диск и инструкцию по подключению) обойдется в 1990 рублей при подключении к любому действующему тарифному плану (ранее стоимость оборудования составляла 4,6 тыс. рублей). Кроме того, для подключившихся до 30 июня 2009 года абонентов «Комстар-ОТС» в 5 раз увеличивает включенный в абонентскую плату объем трафика. Эта льгота будет действовать для них в течение шести месяцев, до конца 2009 года.
Основной конкурент Комстар WiMAX в Москве – сеть Yota оператора «Скартел», запущенная в тестовую эксплуатацию в сентябре 2008 года (см. новость раздела Yota от 3 сентября 2008 г.), а сейчас действующая уже в коммерческом режиме как для корпоративных клиентов, так и для частных пользователей (см. новость раздела Yota от 31 марта 2009 г.). При этом в прошлом году в Yota было инвестировано $300 млн, а в этом их объем запланирован на уровне $200 млн.
Напомним, что также недавно на российском рынке WiMAX появились ряд новых игроков. Так, инвестфонд Icon Private Equity анонсировал создание федерального WiMAX-оператора Freshtel, который будет развивать сети на территории страны. В течение 2009 года владелец оператора – фонд Icon Private Equity – планирует вложить $200 млн в развитие федерального оператора мобильного широкополосного Интернета на базе технологии WiMAX. Оператор сфокусируется на регионах России с низким проникновением широкополосного доступа. Планируется, что в текущем году под брендом Freshtel сеть будет развернута в 11 регионах в Центральном и Южном федеральных округах России. Новая сеть будет насчитывать 2 тыс. базовых станций, работающих на частоте 3,5 МГц, и охватит 20 млн абонентов. Оператор «Новые телекоммуникации» (торговая марка WITE), в свою очередь, обнародовал намерения запустить мобильный WiMAX в 25 городах 6 федеральных округов России – т. е. практически во всех, и исключением пока станет Северо-Запад (см. новость раздела WiMAX от 8 июня 2009 г.).
Еще один фактор, повлиявший на этот ход «Комстара», – скорый запуск в Москве сетей 3G операторами «большой тройки» – и это при том, что в столице уже работает полноценная сеть сотовой связи третьего поколения, которая принадлежит «Скай Линку». Но даже в отсутствие услуг 3G от GSM-операторов в Москве здесь сложилась высококонкурентная борьба на рынке мобильного доступа в Интернет, которая вынуждает операторов делать шаги в сторону снижения стоимости услуг. Так, например, в начале июня 2009 года сразу два оператора сотовой связи – «Билайн» и «Скай Линк» – снизили цены на свои USB-модемы (см. новость раздела 3G от 9 июня 2009 г.).