Об обстоятельствах аварии порталу ComNews рассказал в пятницу, 13 февраля, начальник отдела по связям с общественностью оператора спутника, ФГУП "Космическая связь" (ГПКС), Денис Сухоруков. По его словам, соответствующую информацию ГПКС получило от создателя космического аппарата - ОАО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф.Решетнева" (ИСС).
Факторы космического пространства привели к сбоям в работе бортового цифрового вычислительного комплекса и к "закрутке" аппарата, отметил Денис Сухоруков. "В настоящее время работоспособность спутника восстановлена, "Экспресс-АМ33" используется ГПКС по целевому назначению без ограничений", - подчеркнул он.
По сведениям представителя ГПКС, в ИСС создана специальная комиссия, которая подробно исследует причины произошедшего события и при необходимости сформирует рекомендации по дальнейшей работе со спутником. На вопрос о том, сократит ли нештатная ситуация срок эксплуатации спутника и может ли она считаться страховым случаем, Денис Сухоруков не ответил.
В то же время вице-президент ОСАО "Ингосстрах" (страхует "Экспресс-АМ33" наряду с группой "СОГАЗ") Александр Подчуфаров сообщил ComNews, что его компания никаких заявлений от ГПКС не получала.
"Для признания случая страховым отказ должен быть устойчивым: спутник погиб или потерял какие-то возможности, - объяснил Александр Подчуфаров. – А если аномалия временная, это не страховой случай".
Ранее Денис Сухоруков отмечал, что предприятие "проинформировало надлежащим образом ОСАО "Ингосстрах" о событии, которое произошло 3 февраля 2015 г.".
Пресс-служба страховой группы "СОГАЗ" от комментариев воздержалась.
Запуск "Экспресса-АМ33" был застрахован "Ингосстрахом" и "СОГАЗом" семь лет назад. Компании поделили страховую премию между собой в соотношении 70/30. Тогда Александр Подчуфаров информировал ComNews, что полный размер премии двух страховщиков насчитывал около 240 млн руб. Если учесть, что, по его же данным, запущенный спутник стоил 1,756 млрд руб. (или примерно $72 млн по тогдашнему курсу), то страховая премия составляла 13,7% стоимости космического аппарата.
ГПКС перестраховывает свои спутники каждый год, поэтому последний раз "Ингосстрах" и "СОГАЗ" застраховали "Экспресс-АМ33" в декабре 2014 г. Остаточная стоимость космического аппарата составляет 645 млн руб., или около $11 млн, сообщал Александр Подчуфаров в начале февраля 2015 г.
3 февраля 2015 г., в 22:35 по московскому времени, дежурный персонал ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) зафиксировал потерю связи с "Экспрессом-АМ33". В это же время ГПКС сообщило о потере ориентации космического аппарата.
В ночь с 3 на 4 февраля Министерство связи и массовых коммуникаций РФ создало оперативный штаб, в который вошли рабочие группы ГПКС, РТРС и телеканалов, вещание которых шло через спутник. По словам заместителя генерального директора по маркетингу и бизнес-планированию ОАО "Газпром космические системы" (ГКС) Игоря Кота, для минимизации последствий аварии был задействован ресурс С-диапазона спутника "Ямал-401", принадлежащего ГКС, в объеме около 50 МГц.
Уже в 15:00 4 февраля специалистам ГПКС и ИСС удалось полностью восстановить использование "Экспресса-АМ33" по целевому назначению и возобновить предоставление услуг связи и вещания на базе его ресурса.
Даниил Сидоров