С начала 2018 года российская IT-компания Softkey стала ответчиком по нескольким десяткам исков, следует из картотеки суда. По данным «СПАРК-Интерфакс», всего к компании предъявлено 119 исков на общую сумму почти 422 млн руб. Крупнейший, на сумму свыше 264 млн руб., подала в мае «Лаборатория Касперского». Эта сумма — дебиторская задолженность по лицензионному договору, пояснили в пресс-службе «Лаборатории Касперского». Кроме того, два иска на 120,4 млн руб. в совокупности предъявил дистрибутор софта «Монт». В нем на запрос “Ъ” не ответили.
Долги по другим искам меньше. Так, полиграфический комплекс «Парето-Принт», совладельцем которого выступает Александр Мамут, в феврале 2018 года заключил с Softkey договор на поставку софта, выплатив авансом 12 тыс. руб., рассказал гендиректор «Парето-Принт» Павел Арсеньев. «Софт не получили, на контакт не выходят, по телефонам не отвечают, на письма тоже. Первое время ссылались на временные трудности, а потом перестали отвечать. Мы подали на судебное взыскание, у нас принцип: любой долг должен быть взыскан»,— отметил он.
По словам Феликса Мучника, проблемы компании объясняются тем, что «рынок программного обеспечения уже четыре года падает в связи с известными всем событиями». «Проблемы есть у всех, как и у нас. Стараемся выйти из них и надеемся, что это получится»,— отметил господин Мучник.
Рынок дистрибуции софта в последние годы сжимается, считает собеседник “Ъ” в отрасли. Это связано с экономическим кризисом, санкциями, переходом на российское ПО, поясняет он. Политика импортозамещения привела к росту пиратского иностранного софта, а санкции в отношении российских структур — к тому, что крупнейшие вендоры периодически ужесточают условия сотрудничества, в том числе для крупных компаний, поясняет он. Раньше основу рынка составляли решения производителей антивирусов и иностранные вендоры, теперь же происходит переход к российскому ПО, но его очень мало, резюмирует он.
Softkey некогда был крупнейшим интернет-магазином программного обеспечения, сейчас же его прямой конкурент — принадлежащий группе Softline магазин Allsoft.ru,— судя по всему, чувствует себя «гораздо бодрее», отмечает главный редактор TAdviser Александр Левашов. «Бизнес интернет-магазинов софта низкомаржинален, у Softline устойчивость достигается за счет диверсификации, а Softkey всегда делал ставку только на одно магистральное направление. Видимо, этот подход не оправдал себя»,— рассуждает он.
Кристина Жукова, Елизавета Макарова