Официальный список криптоинвесторов, который создадут в России, будет вести ЦБ или Минфин. Криптоинвесторам придется проходить сертификацию для возможности вкладывать деньги — как и в случае с квалифицированными инвесторами. Криптокошелек привяжут к паспортным данным и ИНН, что исключит анонимность расчетов. Кроме того, криптоинвесторов можно будет идентифицировать по биометрическим данным. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к Минфину. Информацию подтвердил источник, близкий к ЦБ, а также два банкира, знакомых с ситуацией.
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков пояснил «Известиям», что идентификация криптоинвесторов нужна в рамках исполнения антиотмывочного законодательства.
Российская ассоциация криптовалюты и блокчейна (РАКИБ) также выступает за создание реестра. Более того, РАКИБ готовит доклад президенту России, в котором содержатся предложения по ускорению развития криптоиндустрии в стране. Ассоциация планирует отправить документ главе государства в июле.
— Регулирующие органы справедливо выступают против анонимности при ICO. Но сейчас этот вопрос повсеместно решается путем прохождения процедуры KYC («Знай своего клиента»), — рассказал президент РАКИБ Юрий Припачкин. Это такая же процедура, которая используется в банковской системе. Реестр исключит анонимность при вложениях в различные проекты в рамках криптоиндустрии и ICO.
По данным РАКИБ, в России сейчас около 2 млн криптоинвесторов. Юрий Припачкин прогнозирует, что к концу года их число вырастет до 3 млн, а в 2019 году — удвоится.
По данным аналитической группы Smith+Crown, в 2017 году количество ICO в мире выросло почти в два раза по сравнению с 2016 годом (от 1,5 размещения в неделю до 2,75). При этом заметно растут объемы привлеченных средств: наряду с сотнями проектов, куда вкладывают несколько сотен тысяч долларов, на рынок выходят компании, привлекающие десятки и сотни миллионов долларов. Например, швейцарская Status Research & Development разместила токены Status Network Token (SNT) на $95 млн, а проект EOS, предусматривающий создание масштабируемой платформы для создания сервисов на блокчейне, привлек почти $900 млн по итогам 2017 года.
— Идея создания реестра криптоинвесторов полезная, — считает президент Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. — Закон о цифровых активах предположительно вступит в силу только осенью, то есть фактически рынок сегодня не регулируется государством. Также необходимо создать реестр криптобирж и криптокошельков.
ICO в России нуждаются в регулировании, отметила эксперт Международного финансового центра Ольга Прохорова. В прошлом году российские ICO привлекли $300 млн, но большая часть средств пришлась на мошеннические схемы, напомнила она.
— Мы приветствуем новацию, как и другие шаги по регулированию сферы криптоинвестиций, — отметил руководитель IT-блока банка «Открытие» Сергей Русанов.
Зампред Локо-банка Андрей Люшин также поддержал создание реестра криптоинвесторов. По его словам, новация исключит риски отмывания денежных средств. При этом доступ к реестру криптоинвесторов должны получить лишь участники рынка, иначе возникают риски хищения данных, отметил он.
Впрочем, реестр криптоинвесторов не позволит контролировать операции, осуществляемые на внешних биржах, уточнил Сергей Русанов.
— Криптокошелек — это программное обеспечение, привязанное либо к криптовалюте в целом, либо к торговой площадке, — пояснил он. Из рассматриваемого проекта реестра выходит, что криптокошелек представляет собой ПО, привязанное к конкретным торговым площадкам. Наличие специализированного кошелька не означает, что исчезает техническая возможность завести обычный дополнительный кошелек, неподконтрольный регулятору. Поэтому инвестиции на внешних биржах с помощью реестра контролировать не получится.
По словам директора московского филиала «БКС Премьер» Александра Бахтина, создание реестра криптоинвесторов преждевременно: крайне сложно обеспечить их добровольное присоединение к списку с учетом того, что пока неясно, какие выгоды это даст.
— Непонятно также, какими будут последствия для инвесторов, отсутствующих в реестре, — отметила Ольга Прохорова. — Скорее всего, им запретят участвовать в ICO.
В Евросоюзе выступают за ограничение анонимной торговли криптовалютой. На территории ЕС вводятся правила, направленные на усиление контроля рынка с целью борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, сообщала пресс-служба Европарламента в апреле. Чтобы положить конец анонимности, связанной с виртуальными валютами, криптобиржи и провайдеров кошельков обязали проводить комплексную проверку своих клиентов, включая их верификацию.
Анастасия Алексеевских