Xiaomi громко заявила о себе в 2014 году, когда ее продукция заняла третье место по популярности в мире после Samsung и Apple: китайская компания продала 61,1 млн смартфонов против 18,7 млн в 2013 году. В 2015 году рост был не таким мощным: по планете разошлось 70 млн телефонов Xiaomi. А в 2016-м, по данным компании IDC, Xiaomi выпала даже из пятерки мировых лидеров: ее вытеснили китайские Oppo и Vivo. Для возвращения позиций в Xiaomi решили осваивать новые рынки. В России Xiaomi пока занимает скромные позиции: старший аналитик «IDC Россия» Наталья Виноградова оценила долю компании на российском рынке смартфонов в 0,3%, в J’son & Partners Consulting этот показатель оценили в 0,7%. «И до, и после официального появления в России смартфоны Xiaomi хорошо продавались на сером рынке», — добавляет старший консультант J’son & Partners Consulting Алексей Тырков.
Китайская Xiaomi официально вышла в Россию осенью 2016 года. До сих пор сразу несколько российских сайтов называют себя «фирменными магазинами Xiaomi». В лидерах поисковой выдачи — сайт ru-mi.com, через который продукцию китайской компании продает московский предприниматель Александр Ганжа. Журнал РБК попытался выяснить у Ганжи, есть ли у него договоренности с головным офисом Xiaomi. «У вас хорошая работа, но вряд ли я вам чем-нибудь помогу», — ответил тот и быстро попрощался, услышав вопрос, не продает ли он серые телефоны.
В начале октября 2016 года московское ООО «Смарт Оранж» объявило, что является официальным представителем и дистрибьютором Xiaomi в России. Первый монобрендовый магазин Xiaomi «Смарт Оранж» открыл на окраине Москвы — в ТЦ «Калейдоскоп», рядом со станцией метро «Сходненская». Вторая точка заработала в ноябре ближе к центру — в ТЦ «Гагаринский», у станции «Ленинский проспект», третий —в ТЦ «Авиапарк» у метро «Динамо». Для подтверждения статуса официального продавца «Смарт Оранж» в начале ноября провел встречу фанатов Xiaomi с вице-президентом компании Ван Сяном. Тот на камеру подтвердил, что китайский гигант действительно выбрал именно этого партнера. Но что это за компания и кому принадлежит «Смарт Оранж»?
На своем сайте «Смарт Оранж» позиционирует себя как представительство «RDC Group в России и странах бывшего СССР». В свою очередь RDC Group презентуется как глобальная организация офисами в Северной и Латинской Америке, в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. «Группа включает в себя множество дочерних компаний из разных областей бизнеса, в том числе производство и дистрибуцию цифровых устройств и аксессуаров», — рассказывает своим клиентам «Смарт Оранж».
Первая новость, размещенная на сайте «Смарт Оранжа», посвящена выходу флагманского смартфона RedmiPro (лето 2016 года). Точно такая же информация стоит первой в разделе News на англоязычном портале RDC Group, хотя сама компания указывает, что существует с 2007 года. Но, по данным сервиса Wayback Machine, который хранит старые версии сайтов, в 2014-м, 2015-м и первой половине 2016-го RDC Group не публиковала новости о своей деятельности. Иной была и дата основания — 2010 год. При этом когда-то она была готова поставлять из Китая не только цифровую технику, но и, например, кофе, вино, водку и ром.
Владелец сайта RDC Group не раскрыт. Портал Smart Orange зарегистрирован на Ли Минлуна (Li Minglong). Именно так зовут единственного собственника ООО «Смарт Оранж». Но на смартфонах и сопутствующих товарах, продающихся в торговых точках в ТЦ «Калейдоскоп» и «Гагаринский», указано, что импортером является московская компания РДК.
По данным «СПАРК-Интерфакс», ее полное название — «Рэтентива дистрибьюшен компани». Компания специализируется на поставках аксессуаров для цифровой техники от различных производителей — чехлов, зарядных устройств, наушников. Владельцами РДК являются москвич Денис Черфас, уроженец Благовещенска Александр Перевозчиков и собственник логистической «ЛСМ Групп», член экспертного совета при ФТС России Аркадий Яшков. Совокупная выручка компаний с их участием, которые занимаются поставками техники, в 2015 году составила более 1 млрд руб.
РДК занимается оптовыми продажами, а «Смарт Оранж» — розничными», — объяснил журналу РБК схему работы Xiaomi в России Черфас. По его словам, в марте 2016-го та самая RDC Group получила от Xiaomi права на дистрибуцию в 15 странах мирах, в том числе в России. А руководителем гонконгского офиса RDC Group является тот самый Ли Минлун, объясняет Черфас.
Ли Минлун появлялся в России еще до официального прихода Xiaomi. Еще в конце 2014 года он учредил «Техкомпанию футура». В июне 2016 года в капитал этой фирмы вошел Глеб Сибирцев, владелец крупного импортера VVP Group (юридическое лицо — ООО «Центр дистрибьюции»). В 2000-е годы VVP Group была основным поставщиком Nokia в Россию. В 2011–2012 годах выручка компании превышала 20 млрд руб., однако в последние два года держится на уровне 12,5 млрд. Падение могло быть более ощутимым, если бы не эксклюзивные права на продажу смартфонов от индийской компании Micromax, которые VVP Group получила в 2014 году.
Глеб Сибирцев хотел получить эксклюзивные права и на Xiaomi, утверждает Денис Черфас. Все было готово: помимо партнерства с Ли Минлуном была создана компания «Хиаоми Рус», которую возглавил бывший глава департамента продаж московского офиса Nokia Кирилл Крамник. «Да, они хотели [продавать технику Xiaomi], но у них это не выйдет», — говорит Черфас, не раскрывая, впрочем, за счет чего ему удалось привлечь на свою сторону Ли Минлуна. Глеб Сибирцев на все вопросы ответил: «Без комментариев».
Андрей Захаров