Источник РБК daily в правительстве пояснил, что законопроект о национальной платежной системе Минфин разрабатывал в течение трех лет, а идея дополнить его регулированием деятельности участников рынка электронных денег появилась месяца полтора назад. Причем, по его словам, поправки ЦБ никак не были согласованы с участниками рынка. «В феврале, когда этой темой озаботился президент страны, Банк России просто взял и предложил Минфину свои наработки в этой части, касаемо рынка электронных денег, — пояснил наш источник в правительстве. — Поскольку функционирование национальной платежной системы увязано с получением ее участниками рынка банковских лицензий, ЦБ предложил распространить этот порядок и на электронные деньги».
Однако, по словам собеседника РБК daily, все это не понравилось основным разработчикам законопроекта во главе с Минфином, и они предложили убрать из законопроекта о национальной платежной системе все дополнения Центробанка по электронным деньгам. «Такое право у Минфина есть, — пояснил наш собеседник. — Впрочем, сначала министерство предложило ЦБ компромиссный вариант: дать участникам рынка электронных денег право работать с лицензией «небанковской кредитной организации». Но Банк России этот вариант отверг».
Тогда Минфин предложил разработать специальный законопроект, который регулировал бы рынок электронных денег. «Он может быть разработан в рамках рабочей группы при Госдуме или непосредственно Минфином. В рамках отдельного законопроекта будут также обсуждаться различные варианты, в том числе и идея г-на Саватюгина, — добавил источник. — И вряд ли это будет сделано в ближайшие месяцы: уж больно сложная тема». Во вторник замминистра финансов Алексей Саватюгин сказал журналистам, что в законопроекте о национальной платежной системе будет зафиксировано определение платежной системы и требования к операторам платежной системы. Также он пояснил, что правительство и Центробанк обсуждают теоретическую возможность введения специального вида лицензий небанковских кредитных организаций для участников рынка электронных денег.
Председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов не знает о том, что пункт об операторах систем электронных денег удален из проекта закона о НПС, но считает это решение правильным: «Если мы посмотрим на пример Европы — там статус электронных денег, операторов систем, требования к таким операторам прописаны очень подробно. В рамках одного пункта закона о НПС сделать это было нереально. Также нереально было до 1 апреля подготовить взвешенный и подробный законопроект, отвечающий интересам всех представителей отрасли. Что касается нынешнего статуса операторов платежных систем — они работают по различным схемам, но все эти схемы не противоречат законодательству, так что рынок может подождать, пока будет подготовлен и принят новый законопроект».
По мнению гендиректора компании «Яндекс.Деньги» Евгении Завалишиной, даже при наличии главы об электронных деньгах в законе о НПС потребуется отдельный закон об электронных платежных системах. «Это новое явление для российского рынка. Необходимо законодательно прописать множество аспектов, если все их вносить в закон, то объем главы про электронные деньги станет сопоставим с объемом остального законопроекта», — говорит г-жа Завалишина.
По данным ассоциации «Электронные деньги», в 2009 году «электронными кошельками» воспользовалось 20 млн россиян. Оборот рынка составил 40 млрд руб. Лидерами являются «Яндекс.Деньги» и WebMoney с совокупной долей около 90%. Обороты этих компаний в 2009 году выросли на 40%.
Антон Бурсак, Игорь Пылаев, Александр Дементьев