Как стало известно близкому к вопросу сделки источнику, в планах «Лаборатории Касперского» совместное владение компанией-разработчиком отечественного софта «Новые облачные технологии» (НОТ). Представители «Лаборатории» планируемый вход компании подтвердили и также отметили, что рассчитывают закрыть сделку в течение двух месяцев. О сумме покупки информации не поступало. Известно, что контроль над НОТ после завершения всех формальномтей останется в руках тех же акционеров, по словам представителя компании. От комментариев по этому вопросу представители «Касперского» отказались.
Компания НОТ занимается разработкой пакетного предложения «Мой офис». Оно включает в себя интернет-площадку для совместного редактирования документов и хранения файлов в облаке, а также ряд офисных модулей: редактор текстовых документов, платформа для создания и редактирования электронных таблиц и разного рода презентаций, а также почтовый сервис.
Сейчас основным владельцем компании является бывший вице-президент «Ростелекома» —Андрей Чеглаков. По данным российской справочно-информационной системы, на 10 апреля 2019 года, его доля в НОТ выросла на 3,15% и составляет 72,8%. Этот же день был отмечен сообщением о снижении до нулевой отметки долевого участия двух миноритариев компании. Они владели 0,9 и 2,25% акций НОТ. Владелец меньшей доли – исполнительный директор компании Nord Stream 2 AG, один из членов управляющей верхушки «Роснефти» и «Транснефти». Помимо этого, также является сотрудником главного разведывательного управления ГДР в отставке и старым приятелем главы страны — Владимира Путина. О втором миноритарии известно, что он бывший вице-президент «Роснефти», а также какое-то время стоял во главе Российско-немецкого энергетического агентства. По словам представителя НОТ, продажа долей акционерами была необходима, чтобы зафиксировать прибыль. Также он отмечает, что подорожание долей связано с недавним увеличением влияния компании на рынке, привлечением крупных клиентов, ускорением развитие пакета «Мой офис». Конечно, свой положительный вклад вносит, и программа по импортозамещению ПО, указал представитель НОТ.
По приблизительным оценкам ИТ-экспертов, близких к руководству обеих компаний, стоимость всей НОТ может доходить до 3 миллиардов рублей. Однако представители компании прокомментировав такую оценку определили ее как заниженную, хоть и отказались называть собственную стоимость. Генеральный директор НОТ, рассчитывает получить от объединения с «Лаборатории Касперского» доступ к новым технологиям, позволяющий развивать функционал продуктов компании и обезопасить ее пользователей от вирусов, кражи персональных данных и других угроз. Стратегический инвестор в лице «Лаборатории» поддержит рост показателей, пополнит штат новыми квалифицированными кадрами, а также, сможет дать сотрудникам гарантии стабильности на годы вперед.
Для компании-разработчика систем зашиты сделка с НОТ – это стратегический шаг, реализующий план по расширению ассортимента выпускаемой продукции, а также перспективная инвестиция в IT-направления. По словам представителя «Лаборатории», она редко инвестирует в сторонние IT-компании — сильнейшая команда разработчиков даёт возможность делать все необходимое самостоятельно. Сделка позволит, в том числе, стать обладателями большого количества контрактов по импортозамещению софта в подконтрольных государству ведомствах. Другие эксперты соглашаются с этим мнением, подчёркивая, что объединение откроет возможности для продажи совместных пакетных услуг. Но руководство «Лаборатории Касперского» не видит в этом удачного решения, ведь продажи в своих нишах у них уже отстроены, система отлажена и каждый человек там на своём месте. Тем не менее, можно предположить, что две команды разработают совместный продукт, к примеру офисный пакет с повышенным уровнем зашиты: такое предложение можно было бы эффективно экспортировать в развивающиеся страны. Пока экономический эффект от сделки не ясен ни одной из сторон. Разные направления работы и компетенции разработчиков пока плохо сопоставимы.
Ранее ВЭБ давал обещание выделить на развитие НОТ э 1,9 миллиарда рублей, но, по словам представителя компании, инвестиций так и не случилось. Представители ВЭБа от комментариев отказались.