Логистические компании решили заработать на буме в сегменте электронной коммерции. Для обслуживания интернет-магазинов ряд логоператоров начал развивать собственные курьерские службы, другие же пошли путем поглощения необходимых им активов. Одной из таких сделок стала покупка в марте этого года группой Itella курьерской службы MaxiPost.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2015 году рынок e-commerce вырос на 7% и в денежном выражении достиг 760 млрд рублей. Объем зарубежных покупок в этом показателе — 219,2 млрд рублей. Причем основной поток доставок осуществляется из Китая (порядка 90%). В этом году, по прогнозам экспертов, количество кросс-бордерных (трансграничных) доставок продолжит увеличиваться и может достигнуть 40–50%. С другой стороны, из-за спада в традиционном ритейле обычные логистические перевозки сократились в прошлом году на 30–40%.
Группа Itella специализируется на складских и транспортных услугах. MaxiPost работает в Москве, Петербурге и ряде регионов. Сумма сделки не разглашается.
— Компании, занимающиеся складским бизнесом, развивают собственные службы доставки, — говорит директор департамента логистики и операций курьерской службы City Express Александр Анзин. — Кто-то создает свои собственные службы, кто-то приобретает другие компании. На мой взгляд, зачастую создать свою новую службу внутри своей компании гораздо проще, чем после приобретения сторонней компании перестраивать ее бизнес под вашу систему.
— Не ошибусь, если скажу, что сегодня все логистические компании рассматривают именно e-com в качестве основной точки роста бизнеса, — говорит генеральный директор Pony Express Георгий Аликошвили. По его словам, сейчас логистическим компаниям выгодно работать с интернет-магазинами, поскольку за счет объема заказов обеспечивается устойчивый рост прибыли. Но для того чтобы удовлетворять потребности различных интернет-магазинов, логистическим компаниям уже мало предоставить качественную транспортировку и складские услуги. В то же время их клиентам невыгодно закупать разные услуги у разных компаний — это усложняет контроль за качеством логистики.
— Сегодня востребован так называемый фулфилмент — полный комплекс услуг, предоставляемых компаниям e-commerce одним универсальным логистическим оператором, — уверен Аликошвили.
С ним согласен и менеджер по развитию бизнеса FM Logistic Климент Крастев. Он отмечает, что сейчас логистические операторы следуют за своими клиентами в интернет, предлагая особые логистические решения, которые требуют иного подхода в организации операционных процессов. Так, в логистической компании Itella для нужд своего клиента — интернет-магазина MyToys — специально закупили большую стеллажную систему, упаковочные столы и организовали зону подбора заказов электронной коммерции.
Сейчас канал курьерской доставки товаров интернет-магазинов является вторым по значимости после почтовых отправлений. По словам руководителя направления b2c компании DPD в России Сергея Егорушкина, в прошлом году через «Почту России» было доставлено более половины заказов россиян — 128 млн зарубежных посылок.
— Курьерские службы пока значительно проигрывают по объему отправлений, однако в ближайшие годы разрыв может снизиться. Это произойдет во многом за счет привлечения новых инструментов и развития уже имеющихся сервисов других игроков рынка доставки, — уверен эксперт. В частности, по его словам, популярность набирает способ доставки до пункта выдачи заказов, где покупатель может забрать свой заказ в любое удобное для него время.
— В данном случае расширение сети подобных пунктов — явное преимущество транспортной компании, — говорит Егорушкин.
Надежда Мерешко