Отличительная особенность новых сервисов – возможность получать контент, как платный, так и бесплатный, прямо на мобильный девайс (смартфон, коммуникатор и т. д.) без использования компьютера. Уже сейчас пользователям предлагается богатый выбор электронных книг, музыки и софта, а с появлением новых, более мощных мобильных устройств возрастет количество фильмов и игр, предлагаемых онлайн-магазинами.
Что же сейчас доступно владельцам продвинутых мобильных девайсов?
14 января компания Sony Ericsson в тестовом режиме запустила обновленный сервис PlayNow. Пользователи смартфонов SonyEricsson, пока только в странах Азии, получили возможность скачивать музыку, фильмы и игры из специализированных виртуальных «киосков». Сейчас доступно около 23 тысяч музыкальных композиций, несколько десятков фильмов, 4 сериала и 25 игр.
Осенью 2008 года заработал музыкальный сервис Comes With Music компании Nokia, предназначенный для пользователей смартфонов этой компании. Сейчас на нем доступно более 2 млн треков.
В октябре 2008 года Google предоставил возможность бесплатно скачивать программы владельцам коммуникаторов на платформе Android. Для этого компания открыла интернет площадку – Android Market, где уже весной 2009 года должны появиться и первые платные приложения.
Планы по запуску аналогичного сервиса есть и у американской компании Palm, недавно представившей коммуникатор Pre на базе новой операционной системы WebOS.
В конце прошлого года крупнейший мировой интернет-магазин Amazon сообщил, что устройство для чтения электронных книг Kindle стало в 2008 году самым продаваемым гаджетом на Amazon.com. Напомним, что с помощью этого устройства можно покупать электронные книги на Amazon без использования компьютера.
Очевидно, что производители приняли решение о запуске подобных сервисов, убедившись в успехе «родоначальников» жанра в лице музыкального магазина iTunes от Apple и сервиса App Store, на котором продаются приложения для iPhone.
Аналитики Generator Research называют эти сервисы главной причиной успеха портативной техники от Apple. По их прогнозам, компания Стива Джобса займет не менее 40% рынка смартфонов к 2013 году, а по данным аналитиков NPD Group, уже сейчас iTunes удерживает свыше 85% рынка всей музыки, распространяемой через интернет. В самой Apple утверждают, что за первые 60 дней с момента открытия App Store было скачано более 100 миллионов приложений.
Популярность подобного рода сервисов, когда пользователь скачивает контент в свой плеер или смартфон напрямую, без помощи компьютера, на Западе не вызывает сомнений. В России, однако, тренд на популяризацию таких онлайн-магазинов не так очевиден, уверены эксперты.
«Конечно, сервисы iTunes и App Store не востребованы в России в той же мере, что и на Западе, – говорит в интервью «Газете.Ru» аналитик IT Monitoring Константин Панько. – Наш рынок находится на более низкой ступени развития. Тут и пиратство, и меньшее распространение интернета, и низкий уровень доходов населения, и неразвитость безналичных расчетов».
В то же время эксперт уверен, что будущее у этого рынка в России есть: «По мере роста благосостояния будет расти и спрос на такие сервисы». Низкую же популярность App Store и подобных сервисов в России эксперт связывает также с нежеланием производителей их локализовать: «Если производитель откроет свой сервис и не локализует его для нас, то, конечно, о его популярности можно забыть».
Константин Каменев, руководитель отдела мобильных решений инвестиционной компании «Финам», указывает на иные проблемы: «Российские пользователи iPhone и iPod заходят на iTunes. При этом выбирая либо британский, либо американский магазин. Русским магазином не пользуются по причине достаточно криво сделанной процедуры регистрации (так, например, целый ряд карт российских банков сервис не принимает) и в силу потребительских предпочтений, поскольку российские владельцы устройств, в целом технически грамотные люди, музыку скачивают только ту, что невозможно найти в наших сетях бесплатно. В целом услуга гораздо менее востребована, чем в развитых странах, ввиду широкого представленного пиратского рынка и особенностей менталитета».
Михаил Фадеев, независимый IT-аналитик, согласен с коллегой: «Очевидным препятствием для массового использования таких сервисов станет, безусловно, отсутствие поддержки на локальном уровне пользователей. iPhone до сих пор не имеет единой поддержки производителя в России. То есть при возникновении проблем с оплатой или получением доступа к сервисам потребитель остается с ними один на один. Что никак не будет способствовать росту популярности».
Еще одна проблема, по мнению эксперта «Финама», в дороговизне мобильного интернета в России: «Операторы держат стоимость трафика достаточно высокой, поэтому пользователи пока предпочитают пользоваться сервисами со своего ПК, а затем загружать контент в аппараты».
Будут ли популярны сервисы от Nokia, SonyEricsson и других компаний в России хотя бы в отдаленной перспективе?
Василий Филиппов, директор по производственным операциям Spb Software, разработчика сервисов и ПО для коммуникаторов на Windows Mobile, уверен, что это может произойти: «Подобные сервисы будут набирать популярность, но только при условии их правильной реализации.
В свое время каталоги софта предлагались как операторами, так и производителями устройств (например, Nokia и предложение trial версий на карточках памяти). Массовую популярность эти сервисы не приобрели. Как мне кажется, по причине их не вполне дружелюбной реализации».
Эксперт связывает успех сервисов Apple c «интуитивно понятным интерфейсом, весьма простой системой оплаты, подразумевающей минимальное число действий со стороны пользователя, и глубокой интеграцией собственно в интерфейс устройства».
Константин Каменев верит в возможную популярность сервисов Nokia в нашей стране, несмотря на все проблемы: «iTunes – более раскрученный бренд, чем Nokia Music Store, но владельцев Nokia больше, чем владельцев iPhone».
А по мнению Фадеева, для столь же высокой популярности сервисов iTunes и AppStore в России, как на Западе, должно пройти какое-то время. «iTunes пока для нас концепция слабо понятная – все-таки не привык наш рядовой потребитель в большинстве своем платить за закачку конкретных треков».
Максим Швейц