Mail.ru Group скинула балласт

Mail.ru Group про­дала кар­тогра­фичес­кий сер­вис Maps.me за 1,557 млрд руб. ком­па­нии Daegu Limited (вхо­дит в Parity.com Group).

"Продажа активов - часть стратегии компании, сфокусированной на на развитии профильных активов компании, а международный туризм таковым не является", - сообщила пресс-служба холдинга.

Mail.ru Group купила Maps.me в 2014 г. за 542 млн руб. В 2019 г. выручка Maps.me составила 159 млн руб., а убыток по EBITDA — 25 млн руб. По данным Mail.ru Group, у сервиса более 10 млн активных пользователей в месяц, а количество установок приложения превышает 140 млн.

Daegu Limited входит в Parity.com Group, которая определяет свой бизнес как глобальную экосистему сервисов, которая позволяет переводить деньги и экономить во время путешествий и онлайн-шоппинга. Parity.com Group основана в 2018 г. Это глобальная система мгновенных денежных переводов, которая предоставляет сервисы корпоративным клиентам в сферах страхования, туризма, e-commerce, финансов и других. Основатели компании - Виктор Мангазеев и Алекс Гребнев. Штаб-квартира находится в Швейцарии.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын подсчитал, что Mail.Ru выгодно продала этот проект. "Выручка проекта Maps.me составляла 159 млн руб., он убыточен. Проект продан за 1,559 млрд руб. Поделив вторую величину на первую, находим, что мультипликатор к выручке составляет 9,7. Это выше, чем средний мультипликатор по российским сделкам с аналогами, который мы оцениваем в 9,1", - объясняет аналитик. Он сравнил сделку с покупкой компании 2ГИС: "В начале июня Сбер и О2О Холдинг, совместное предприятие Сбера и Mail.Ru в сфере еды и транспорта, приобрели контрольную долю в разработчике цифровых карт 2ГИС. Сбер получил 72% проекта, O2O – 3%, основатели оставили за собой 25%. У этого проекта 50 млн активных пользователей в месяц (MAU), а у Maps.me - 10 млн, то есть в пять раз меньше. Сообщалось, что в ходе сделки 2ГИС была оценена в 14,3 млрд руб. Соответственно, если рассчитать мультипликатор к MAU, то получается, что активный пользователь 2ГИС был оценен в 286 руб., а пользователь Maps.me – в 156 руб., то есть вдвое дешевле".

"По-видимому, Mail.Ru Group решила, что нет необходимости развивать собственное направление, впятеро уступающее по аудитории проекту, совладельцем которого является O2O, причем оцененному в десять раз дороже", - подвел итог Леонид Делицын.

Аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов считает, что проект явно продан с дисконтом, тем не менее сделку можно назвать успешной для Mail.ru Group: "У актива заметны проблемы с монетизацией: при внушительной аудитории в 10 млн он оборачивает на ней всего 160 млн руб. в год. И тем не менее нашлись люди, готовые заплатить за него почти 10 годовых выручек. Без учета дополнительных инвестиций в Maps.me, а также покрытия операционных убытков Mail.ru Group получила прирост стоимости проекта почти втрое, или на 19% ежегодно".

Валерий Емельянов думает, что компания продала актив потому, что не удалось вписать его в собственную экосистему. "Отдельно сами по себе картографические сервисы - не очень прибыльная история. Но если они интегрированы в единый пул сервисов, как у Google, "Яндекс" или Baidu, то это уже совсем другая история. Maps.me работает с англоязычной аудиторией, и на ключевые сервисы Mail.ru он попросту не ложится, а создавать под него отдельное англоязычное древо сервисов - слишком трудоемкое и рискованное дело", - высказал мнение аналитик.

Партнер и директор компании "Интеллектуальный Резерв" Павел Мясоедов согласен: "Картографический ресурс был затратным проектом для Mail.ru, поэтому компания в период кризиса решила сосредоточиться на ключевых сферах, которые приносят хорошую финансовую отдачу и широко востребованы клиентами".

Управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency Марк Шерман отметил, что сам факт, что сделка состоялась с очень хорошей премией к цене покупки, говорит о том, что инвестиционная команда отработала отлично. "Учитывая то, что компания на данный момент генерирует чистый убыток и находится в стадии развития, делает сумму сделки вполне оправданной – при этом учитывая то, что сейчас отрасль путешествий находится в упадке, лучшего предложения на данный актив вряд ли можно было найти", - говорит Марк Шерман.

Исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал" Артем Тузов предполагает, что прибыль от платформы оказалась ниже планируемой: "При покупке ресурса строились планы о размере прибыли около $50 млн, чего к 2020 г. достичь не удалось. Ресурс продан в три раза дороже первоначальной покупки. Сумма сделки в масштабах Mail.ru не очень значительная, но даст разовое увеличение чистой прибыли в IV квартале 2020 г. на четверть", - объясняет Артем Тузов.

Со­вокуп­ная чис­тая при­быль Mail.ru Group за III квартал 2020 г. сос­та­вила 2,8 млрд руб., совокупная выручка - 26,3 млрд руб.

Директор Института Информационных Технологий Университета "Синергия" Станислав Косарев считает, что оснований полагать, что у Mail.ru на проект Maps.me были более долгосрочные планы мало. "Ведь уже известно, что сервис развивает собственные сервисы картографии. К тому же, не стоит упускать из виду и тот факт, что у Mail.ru есть доля в компании 2ГИС. И именно на основе технологических решений 2ГИС компания строит свои перспективы", - подвел итог Станислав Косарев.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: финансы, VK (Mail.Ru Group)