Вместе с тем, экспоненциальный рост мобильного DATA-трафика, обусловленный активной экспансией 3G, предопределил заинтересованность мобильных операторов в интеграции с компаниями фиксированной связи, в первую очередь, с магистральными операторами. Обладая мощной сетевой инфраструктурой, они оказались способны удовлетворить растущие потребности в передаче данных, одновременно создав основу для развития мультисервисных и конвергентных услуг.
«Работая над бизнес-моделью, мы сформулировали долгосрочные цели не просто для процесса объединения, мы определили будущее объединенной компании в целом: через 2 года мы должны стать универсальным оператором связи. Приобретение группы компаний «Синтерра» - это первый и стратегически важный шаг на пути к большой цели. Объединение дает нам возможность создать универсального оператора связи с тем, чтобы предоставить расширенный спектр телекоммуникационных услуг всем типам клиентов. Сегодня мы говорим не о поглощении и слиянии. Мы говорим именно об объединении, так как измениться нужно не только «Синтерре», но и «МегаФону», - прокомментировал цели объединения Константин Солодухин, генеральный директор «Синтерры», заместитель генерального директора «МегаФона» по развитию направления междугородной и международной связи.
Новые приоритеты развития оператора воплощены в клиентоориентированной бизнес-модели, исключающей деление бизнеса на мобильный и фиксированный. Объединенная модель сфокусирована на возможностях комплексных предложений услуг связи четырем клиентским сегментам. Помимо блока розничных клиентов (B2C), который составлял основу прежней бизнес-модели «МегаФона», а также блока корпоративных клиентов (B2B), значительно усиленному благодаря компетенциям «Синтерры», в Объединенной компании выделены в качестве самостоятельных государственный (B2G) и операторский (B2O). В логике перехода к клиентоориентированной бизнес-модели, определение стратегических целей оператора уже осуществляется в разрезе клиентских сегментов.
Этот подход четко отражен в объединенном портфеле услуг. Уникальность объединения «Синтерры» и «МегаФона» в том, что компании работали практически на непересекающихся рынках. Поэтому портфель услуг Объединенной компании наследует весь спектр предложений «МегаФона» и «Синтерры». Кроме того, объединение ресурсов позволит развивать новые востребованные на рынке сервисы, такие как видео конференц-связь, IPTV, VoD, CDN, международный транзит трафика, многоуровневые межоператорские сервисы и пр., что создает дополнительные преимущества сотрудничества оператора с клиентами из различных сегментов.
Все сервисы Объединенной компании будут развиваться на базе единой магистральной сети протяженностью более 100 тыс. км. и обширной спутниковой инфраструктуре. Важным направлением для оператора также станет развитие сети Центров обработки данных, которое объединит возможности и компетенции «МегаФона» и «Синтерры». В планах оператора – строительство федеральной сети ЦОДов различного масштаба, от 250 до 7 тыс. кв. м.
В структуре Объединенной компании коммерческий блок – маркетинг и продажи фиксированной и мобильной связи - будут организованы по клиентским сегментам. Функция продаж федеральным корпоративным клиентам будет передана на уровень головного офиса «МегаФона». Функция управления проектами для всех федеральных клиентов (B2B, B2G, B2O), обслуживающая как «МегаФон», так и «Синтерру», передана в ЗАО «Синтерра», которая специализируется на реализации таких проектов.
План интеграции регионов включает поэтапное объединение филиальной сети «МегаФона» и дочерних предприятий «Синтерры». В первую очередь планируется реализовать новую бизнес-модель на базе Северо-Западного филиала «МегаФона» и ЗАО «Петерстар». На очереди – объединения региональных подразделений в Уральском регионе и Сибири, а затем на Юге. Бизнес-стратегия «МегаФона» на этапе становления компании как универсального оператора связи заключается в индивидуальном подходе к формированию пакета услуг в каждом конкретном регионе на основе анализа своих локальных ресурсов и конкурентной среды.
Структура новой бизнес-модели Объединенной компании также включает единый блок по управлению сетью и технической инфраструктурой, единые блоки стратегического, кадрового, юридического и финансового менеджмента.
В ходе разработки бизнес-модели было сформулировано более 20 синергий в области дополнительных доходов в сегментах B2C, B2B, B2O, которые возникают в результате кросспродаж, операционных и капитальных затрат. Чистый эффект объединения «МегаФона» и «Синтерры» до 2015 года (синергии за вычетом затрат) составит 4,53 млрд. руб.